Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.4 4.4
Количество прочтений 12533
Дата добавления 2013-04-17
Тормозная система. История, принцип работы, устройство

Как работают тормоза

С какой бы скоростью не ехала машина или любой другой наземный транспорт, рано или поздно надо будет остановиться. А чтобы сделать это достаточно быстро и при этом плавно, нужны тормоза, в строении которых мы и разберёмся.

История тормозов

Как только в повозку запрягли лошадь, возник вопрос о том, как эту повозку остановить: самостоятельно лошадь с этим справиться не могла. С этой целью к колёсному механизму присоединялись дополнительные рычаги или даже система рычагов, с помощью которых возница мог помочь с торможением.

Деревянная колодка, поверхность которой иногда была обита кожей, прижималась непосредственно к ободу колеса, таким образом затормаживая его. В сухую погоду это ещё действовало достаточно успешно, а вот в сырую оказывалось совершенно неэффективным. Кроме того, распространение резиновых шин сделало подобный способ торможения просто невозможным: резина от контакта с колодкой очень быстро стёрлась бы.

Первые автомобили, собранные на фабрике Бенца, были оснащены как раз колодками, обитыми кожей. Если что-то нужно улучшить, всегда найдутся те, кто этим займётся. Так было и с тормозами.

Патентованный механизм

Ещё в конце 19 века были предприняты попытки поставить на автомобиль тормоза, конструкция которых была весьма близка к современным велосипедным тормозам. Кто это сделал - доподлинно неизвестно.

Зато в 1092 году Уильям Ланчестер запатентовал дисковые тормоза. В этих тормозах при контакте медных колодок с тормозным диском раздавался просто ужасающий скрип. Именно такое "чудное" звуковое сопровождение привело к тому, что большее распространение получили барабанные тормозные механизмы, которые существовали в двух вариантах.

Ленточный тормоз Даймлера: гибкая металлическая лента охватывала снаружи тормозной барабан и, будучи натянутой через систему рычагов, останавливала его вращение. Барабанный тормоз, запатентованный Луи Рено, представлял из себя несколько иную конструкцию: колодки полукруглой формы располагались внутри полого барабана и были прижаты к его внутренней поверхности. Сегодня под барабанным тормозом понимают как раз последний вариант.

Виды тормозных систем

Тормозные системы, которыми оснащаются современные автомобили, делятся на 4 типа:

  • Рабочая тормозная система. Она используется во всех режимах движения автомобиля для снижения его скорости до полной остановки. Система приводится в действие нажатием на педаль ножного тормоза. Это самая эффективная тормозная система.
  • Запасная тормозная система. Из названия очевидно, что она предназначена для остановки автомобиля, если рабочая система внезапно откажет. Функции запасной системы чаще всего исполняет исправная часть рабочей тормозной системы или полностью стояночная система.
  • Стояночная тормозная система. Это не что иное как "ручной тормоз" и предназначена она для удержания остановленного автомобиля на месте, чтобы исключить его самопроизвольное движение.
  • Вспомогательная тормозная система. Как правило, она установлена на грузовых автомобилях типа КамАЗа, КрАЗа и МАЗа, и представляет собой тормоз-замедлитель для снижения нагрузки на рабочую тормозную систему при длительном торможении.

Устройство тормозной системы

Тормозная система состоит из тормозных механизмов и их привода. Когда тормозная система приводится в действие, механизмы препятствуют вращению колес, между колесами и дорогой возникает тормозная сила и автомобиль останавливается. Тормозные механизмы размещаются на передних и задних колесах автомобиля.

Тормозной привод, передающий усилие от нажатия на педаль тормоза на механизмы, состоит из главного тормозного цилиндра с педалью тормоза, гидровакуумного усилителя и соединяющих их трубопроводов, заполненных специальной тормозной жидкостью.

Порядок работы тормозной системы:

  1. Водитель нажимает на педаль тормоза.
  2. Поршень главного цилиндра давит на тормозную жидкость.
  3. Жидкость перетекает к колесным тормозным механизмам, перенося усилие нажатия.
  4. Тормозные механизмы преобразуют это усилие в сопротивление вращению колес.
  5. Наступает торможение.

Если педаль тормоза отпустить, жидкость перетечет обратно к главному тормозному цилиндру и колеса растормаживаются.

Существует несколько типов тормозных механизмов об устройстве которых более подробно будет рассказано в следующих материалах.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 4.4.
Голосов: 5

Отзывы и комментарии

avatar
9 • 11:09, 2013-05-01
Ну так не зря же именно правильному управлению педалью тормоза так много времени уделяют в любой автошколе.
avatar
8 • 11:53, 2013-04-26
Любое использование тормозов - это стресс для машины, так что их нужно эксплуатировать максимально осторожно, нежно.
avatar
7 • 14:00, 2013-04-23
Может все гениальное и просто, но вот только есть одна малость, придумать то самое простое и гениальное.
avatar
6 • 10:38, 2013-04-21
А на беговых дорожках тоже есть тормозная система, которая основана на электромагнитном торможении, за счет токов Фуко. happy
avatar
5 • 10:44, 2013-04-20
Все гениальное - просто! Сколько лет минуло, а более совершенной системы не придумали. Модернизации и доработки вносят в конструкцию, но сам принцип остается прежним. Не лишним было бы упомянуть и про систему ABS, которая так же прочно вошла в нашу жизнь и приходит на помощь водителю при экстренном торможении.
avatar
4 • 13:15, 2013-04-18
Когда я учился в автошколе, один мой приятель никак не мог запомнить правильное расположение педалей. Вот мы однажды страху натерпелись, когда он газ с тормозом перепутал и чуть всех не переехал.
avatar
2 • 10:59, 2013-04-18
Интересно если до конца 19 века тормозов не было как они тогда тормозили? А вот гладя на схему, даже самый не далекий понимает принцип работы тормозов, все толково рассказано.
avatar
3 • 11:18, 2013-04-18
Так с помощью системы рычагов, которая описывается выше. Такую даже схему устанавливали на первых автомобилях, но потом она переросла в "современную", которую знаем сейчас.
avatar
1 • 10:25, 2013-04-18
В основу современной системы торможения, как раз положен механизм торможения, который использовался возницей для помощи лошади. Основа была уже создана осталось умнику её усовершенствовать, именно этой системой каждый день мы и пользуемся.
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф