Трудности поиска
Ещё 10 лет назад Интернет не был настолько богат на различные сайты, сервисы и порталы. А первое время даже мало-мальски удобных и действительно работающих поисковых систем не было.
Нет, они, конечно же, появились и весьма успешно развились в те многофункциональные и многопрофильные порталы, которые знакомы сегодня всем, кто имеет доступ в Интернет. Но первое время некоторым пользователям приходилось буквально от руки в блокнот переписывать доменные имена сайтов крупных компаний, например, чтобы потом можно было легко отыскать, если что.
Буквально через несколько лет потребность в таких рукотворных персональных каталогах отпала: начали появляться поисковые системы, со временем превратившиеся в многофункциональные порталы. Теперь оказалось достаточно ввести слово или фразу в строке поиска и отыскать нужную страницу.
И всё бы хорошо, но развитие Интернета шло буквально семимильными шагами. Число сайтов росло буквально по экспоненте и постепенно количество результатов выдачи стало составлять сотни тысяч страниц. Согласитесь, в таком объёме нужную страницу можно искать буквально до старости. И не найти.
Поисковые системы
Самыми крупными международными поисковыми системами являются (по данным Nielsen NetRatings): Google, Yahoo, MSN. В русском сегменте Интернета (по данным SpyLog) это – Яндекс, Рамблер, Mail.ru. В основе этого рейтинга лежит подсчёт общего количества переходов из этих поисковых систем на другие сайты.
Охарактеризовать все существующие поисковые системы можно по следующим параметрам:
- Полнота. Отношение количества найденных по запросу документов к общему числу документов в Интернете, соответствующих запросу. Чем полнее поиск, тем меньше вероятность того, что пользователь не отыщет нужный ему документ. Если, конечно, искомый документ вообще существует в Интернете.
- Точность. Эта характеристика определяется степенью соответствия найденных документов запросу пользователя. Чем выше точность поиска, тем быстрее пользователь отыщет требуемые документы и в выдачу попадёт меньше документов, не соответствующих запросу.
- Актуальность. Имеется в виду время, проходящее с момента появления документов в Интернете до занесения их в индексную базу поисковой системы.
- Скорость поиска. Этот параметр связан с устойчивостью поисковых машин к нагрузкам.
- Наглядность. На многие запросы выдаются десятки и сотни тысяч документов. Поисковые системы размещают на страницах немало "подсказок" для улучшения результатов поиска, например, "поиск в найденном".
Тонкости поиска на примере Яндекса
С большой буквы или с маленькой буквы искать слово? Современные поисковые системы игнорируют регистр, то есть слова с большой и маленькой буквы считаются разными формами одного слова. Если же необходимо найти слово, начинающееся именно с заглавной буквы, то нужно использовать оператор точной формы: !+искомое слово.
Что такое учёт морфологии? Замечали, что в результатах по запросу "стол" выдаются также всевозможные "столы", "столе" и прочие формы? Это связано с тем, что системы осуществляют поиск независимо от того, какой бы форме ни стояло слово в тексте страницы. Если нужно найти конкретное слово, то нужно использовать оператор точной формы, о котором говорилось выше. Также можно заключить слово в кавычки.
Почему из запроса исключают предлоги? Если поинтересоваться, какие слова встречаются чаще всего, то выяснится, что это предлоги. Это совершенно не удивительно, но накладывает отпечаток на работу поисковых систем. Так называемые "стоп-слова" исключаются при обработке запросов. Если требуется найти то или иное слово именно с предлогом / частицей при нём, поставьте перед стоп-словом знак +. Без пробела между ним и самим словом.
Также можно воспользоваться формой расширенного поиска. С её помощью можно искать на сайте или в каком-то регионе, с учётом морфологии или без, а также по местоположению слов на странице. Также можно искать страницы по дате обновления или же документы определённого формата.
Ну а если не удалось найти с помощью одного поисковика - задайте тот же запрос в других. Вполне возможно, что-нибудь подходящее отыщется. Успешных поисков!