Торговля в Интернете
Появление Всемирной паутины открыло ряд новых возможностей, которые прежде были либо недоступны многим, либо вообще не рассматривались как потенциально успешные и прибыльные.
Справедливости ради стоит отметить, что торговля по каталогам, дистанционная продажа билетов на самолёты и поезда и прочие подобные услуги появились всё же прежде, чем возникла идея торговать по Интернету.
Степень удобства этих сервисов, конечно, определяется относительно того времени, в котором они существуют, но факт остаётся фактом: сегодня услугами интернет-магазинов пользуется огромное число людей.
Электронная коммерция - молодая отрасль экономики. По факту, ей не более трёх десятков лет. Но за такой короткий срок эта отрасль прошла довольно впечатляющий путь и интерес, проявляемый к ней сегодня, вполне закономерен.
Первый интернет-магазин
До 1990 года в Соединённых Штатах действовал регламент, согласно которому использование Интернета в коммерческих целях было запрещено. Авторство этого документа принадлежит Национальному научному фонду США.
Не исключено, что подобное ограничение было наложено в связи со спецификой Сети, создававшейся изначально как военная сеть, а позднее - как межуниверситетский ресурс.
После 1990 года ситуация в корне изменилась: крупные частные компании получили разрешение на использование Сети. Ещё через некоторое время Правительство страны и вовсе передало контроль за Интернетом в частные руки.
Годом рождения интернет-магазинов считается 1994 год: Джефф Безос, хозяин книжного магазина под названием Amazon, задумался над расширением своего бизнеса. Уже в июле 1995 года был запущен сайт магазина.
Первоначально на Amazon можно было приобрести только книги, но постепенно ассортимент расширялся. Уже через четыре года оборотные средства магазина оценивались в несколько сотен тысяч долларов. Сегодня этот сервис - один из крупнейших интернет-магазинов в мире с многомиллионным денежным оборотом.
Расчёты в Сети
При всей успешности нового сервиса, самой главной проблемой, с которой столкнулись разработчики, стала оплата покупок, сделанных через сайт. Потребовалось сотрудничество с банками: ведь к тому времени в банковской системе уже имели хождение пластиковые карты, значительно облегчавшие многие финансовые операции.
Компания First Virtual в 1994 году начала предлагать свои услуги по оплате товаров в Интернете, так появилась первая электронная платежная система.
Два года спустя, в 1996-ом, MasterCard и Visa объявили о создании открытого единого стандарта защиты расчетов в Интернете с применением пластиковых карт, который именовался SET. Эта платформа вполне успешно функционирует в Сети и сегодня, не имея альтернатив.
Со временем стали доступны и другие способы оплаты: наличный расчёт, оплата через мультикассы, наложенным платежом, посредством электронных денег. Несмотря на это, оплата покупок банковской картой является одним из главных способов расчёта.
Интернет-магазины сегодня
Существует два типа интернет-магазинов и отличаются они видом торговли:
- Магазины, продающие товар со своего склада. Нередко такие магазины существуют в качестве дополнительной платформы сбыта товаров крупной торговой сети, к примеру. Нередко интернет-магазинах стоимость товаров значительно отличается от стоимости в реальных магазинах сети.
- Магазины, продающие товар других магазинов/людей. Это может быть торговля внутри страны, либо международная торговля. В этом случае интернет-магазин зарабатывает на комиссии, которую платят продавцы за выставление товара. Здесь интернет-магазин выступает гарантом сделки между продавцом и покупателем.
Кроме этого, можно разделить интернет-магазины по способу продажи:
- Фиксированная цена товара. Доставка либо изначально включена в стоимость, либо рассчитывается отдельно в зависимости от способа и/или сроков доставки.
- Система аукциона.
Деятельность интернет-магазинов регулируется, в первую очередь, федеральным законом "О защите прав потребителей". Кроме этого, подобные организации в обязательном порядке должны быть зарегистрированы во всех надлежащих инстанциях (налоговая служба и пр.), а в качестве формы организации может быть выбрано ОАО, ЗАО или ООО.