Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 2.8 2.8
Количество прочтений 19436
Дата добавления 2013-03-05
Грампластинка. История, принцип записи, типы пластинок, средства воспроизведения

Грампластинки — прошлое звукозаписи

Многие ещё помнят кассетные магнитофоны. А вот проигрыватели грампластинок и старенькие патефоны с широким раструбом - уже самое что ни на есть настоящее ретро. Впрочем, об этом стоит рассказать подробнее.

Звукозапись

Звукозапись - это процесс сохранения звуковых колебаний в диапазоне 20—20 000 Гц на каком-либо носителе с помощью специальных приборов.

К счастью, многие из нас не лишены слуха и потому могут слышать и шум дождя, и ворчание соседской бабули и раскаты грома, и прочие голоса и звуки окружающего нас мира.

Всевозможные механизмы, способные воспроизводить музыку, появились ещё в средние века. Шарманки, музыкальные шкатулки и даже часы с музыкальным боем - куранты - всё это первые шаги. Но вот до момента, когда стало возможным записать человеческую речь и прослушать её, шагать и шагать пришлось очень долго.

Вплоть до 1877 года, когда Томас Эдисон изобрел звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук человеческого голоса.

Принцип работы фонографа

Для механической записи и воспроизведения звука Эдисон применил валики, покрытые оловянной фольгой. Такие фоновалики представляли собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.

В первом фонографе вращение металлического валика осуществлялось с помощью рукоятки. Он с каждым оборотом перемещался в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале. На валик накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную, не быстрее чем один оборот в минуту.

При вращении валика в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку постоянной глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".

В качестве первого опыта звукозаписи Эдисон пропел первую строфу детской песенки "У Мери была овечка". Всё прошло удачно. Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: "Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза".

В 1885 году американский изобретатель Чарльз Тейнтер (1854-1940) разработал графофон - фонограф с ножным приводом (как у ножной швейной машинки) - и заменил оловянные листы валиков восковой массой. Эдисон выкупил патент Тейнтера, и для записи вместо валиков с фольгой стали применять съемные восковые валики.

В практически неизменном виде фонограф просуществовал несколько десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных произведений он перестал выпускаться в конце первого десятилетия 20 века, но еще практически 15 лет использовался в качестве диктофона. Валики к нему выпускались вплоть до 1929 года.

Эпоха дисков

В 1887 году, 26 сентября, Эмиль Берлинер получил патент на изобретение граммофона. От эдисоновского фонографа устройство отличалось тем, что восковые валики были заменены пластинками. причём с них можно было делать копии.

Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Она была обнаружена 1 марта 2008 года в парижском архиве и её даже сумели воспроизвести. Это звуковая запись народной песни, сделанная французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им "фоноавтограф".

Длительность записи составляет всего лишь 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.

Пластинки пережили несколько этапов своей истории. Вот некоторые любопытные факты.

  • Первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов (7") или 175 мм. Это старейший стандарт и появился он на заре развития звукозаписи: в начале 1890-х годов. В первые лет 20 своего существования грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки. Это отражалось на длительности звучания - всего навсего 2 минуты на одной стороне.
  • В 1903 году, благодаря разработкам фирмы "Одеон", грампластинки стали двусторонними. В этом же году стали появляться и пластинки другого диаметра: первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов 20 века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков: на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.
  • Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм. На этих пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в семидюймовую. Вот только долговечностью они не отличались и порой, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.

20-е годы прошлого века - первая революция в мире грамзаписи. Именно тогда вместо записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом — записывать через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.

Следующим прорывом стал выпуск так называемых "долгоиграющих" пластинок. Сделала это в 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи в США "Columbia". Долгоиграющие пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол.

Полоса записываемых частот была в очередной расширена: от 50 до 16 000 Гц, тембр звука полностью сохранялся, а кроме этого динамический диапазон записи увеличивался до 50-57 дБ, снизился уровень шумов.

В СССР первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки (33 об/мин) с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 %. В СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года.

Сегодня электропроигрыватели уже не выпускают, да и пластинки пачками выносят на улицу, как ненужный хлам или просто сдают в какой-нибудь музей. Остаётся надеяться, что хотя бы в музеях они будут сохранены как можно дольше и будущие поколения смогут познакомиться с этим этапом развития звукозаписи не только по картинкам.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 11
Текущий рейтинг: 2.8.
Голосов: 8

Отзывы и комментарии

avatar
11 • 21:46, 2013-06-18
У меня тоже сохранились пластинки. Но выбрасывать жалко - там хорошие записи, например, Виктор Цой.
avatar
10 • 10:11, 2013-03-28
Я в детстве слушала на пластинках сказки! Это было любимое занятие. Раза по три подряд одну и ту же прокурутить могла. Эх, ностальгия... Звук конечно качественным я бы не назвала, но возможно это относится только к совсем новым пластинкам. Мои отлично шипели и скрипели:)
avatar
9 • 11:46, 2013-03-14
Ну и пусть прогресс идет вперед, ну и пусть есть разные способы и носители записи звука... Пластинка - это не пережиток прошлого, а часть его, это душа, это частичка детства. Так хочется забрать домой дедов проигрыватель и старые пластинки, включить его, повернув время вспять! Особенно после этой статьи!
avatar
8 • 10:56, 2013-03-14
Настоящие ценители понимают,что ничто не может сравниться со звучанием грампластинки.Ту "сочность" звука не сможет передать цифровая запись,какой бы качественной она ни была.
avatar
7 • 10:28, 2013-03-12
Эпоха граммофонов долго длилась, а вместе с ними пластинки. Не вспоминается, какой еще накопительный элемент прожил так долго, ни диски, ни дискеты!
avatar
6 • 15:44, 2013-03-08
Как хорошо, что научный прогресс дал возможность избавиться от огромных чёрных монстров, которые постоянно царапались и трескались. Согласна, что сейчас пластинкам и граммофонам лучшее место в музейной экспозиции.
avatar
5 • 10:24, 2013-03-07
Не верю я, что звук на грампластинках может быть чище, чем на лазерных дисках. Когда говорили, что он "чище", то, наверное, это было по отношению магнитофонных записей того времени, которые были отвратительные.
avatar
4 • 10:23, 2013-03-07
Наука не стоит на месте. У меня дома еще хранятся такие пластинки. Раритет. Теперь только пыль собирают.
avatar
3 • 11:39, 2013-03-06
Ой, наверное, я тоже старая, так как застала те времена, когда в ходу были грампластинки. У меня до сих пор хранится коллекция, как-то жалко выбрасывать, правда, не на чем их проигрывать. Проигрыватель давно сломался, а кто сейчас умеет их чинить? Да и я тоже недавно слышала по телевидению, что грампластинки опять в цене, так как звук на них более чистый, чем на дисках.
avatar
2 • 11:29, 2013-03-06
Кстати читал, что звучание с пластинки лучше, плюс долговечность пластинки на много выше чем у дисков или кассет.
avatar
1 • 11:24, 2013-03-06
Очень интересная ретро-статья. Современная молодежь даже может и не видела воочию эти красивые черные диски. Умиление, которое они вызывают, когда на них смотришь или даже когда о них читаешь, связано прежде всего с тем, что их подчас было таааак трудно достать. Не то что сейчас - пошел в магазин и купил все, что пожелаешь) Боже, какая я старая, оказывается! ))
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф