Джордж Истман
Будущий основатель компании родился 12 июля 1854 года и был младшим ребёнком в семье. В 1859 году, когда Джорджу исполнилось 5 лет, семья переехала в город Рочестер, что недалеко от Нью-Йорка. Отец семейства трудился на строительстве торгового колледжа, но через некоторое время тяжело заболел и вскоре скончался.
Семья осталась практически без средств к существованию и Джорджу не оставалось ничего другого, кроме как искать работу, чтобы хоть как-то содержать семью. В возрасте 14 лет он получил своё первое место: посыльный в страховой конторе с окладом всего 3 доллара в неделю. Через некоторое время предприимчивый юноша стал получать пять долларов, но даже это не могло существенно улучшить материальное положение семейства.
Будучи единственным кормильцем матери и своих сестёр, Джордж занялся самостоятельным изучением бухгалтерского дела. И вот после пяти лет работы посыльным, он сделал первый шаг по карьерной лестнице вверх, получив в 1874 году место младшего клерка в Сберегательном банке Рочестера с окладом 15 долларов в неделю.
Через четыре года, по прежнему работая в банке, Истман решил съездить на Гаити с целью изучения привлекательности тамошней земли для инвесторов. Ну и сделать несколько фотоснимков для потенциальных покупателей. И вот тут выяснилось, что для фотографии требуется столько инвентаря, что нужно заказывать под него целую повозку, да ещё и заплатить 5 долларов сверху за обучение пользованию всеми приспособлениями.
Поездка отменилась, а Истман всерьёз заинтересовался, можно ли упростить процесс фотосъёмки и сделать фотографию общедоступной. До рождения компании Kodak оставалось несколько лет.
Новаторские идеи Истмана
На тот момент, чтобы сделать фотоснимок нужно было проделать целый ряд манипуляций:
- в тёмном помещении нанести на пластины жидкую эмульсию
- донести пластину с эмульсией до фотоаппарата (да ещё успеть это сделать, пока эмульсия не просохла)
- вставить пластину в фотокамеру и только после этого
- делать снимок.
Именно поэтому приходилось возить за собой целый фургон инвентаря, в том числе палатку для нанесения эмульсии на пластины.
Джордж Истман задумал упростить этот процесс. Он изучил разработки европейских фотографов и обнаружил в одном британском журнале статью о том, как фотографы сами готовят фотоэмульсию из желатина. Стеклянные пластинки, на которые наносилась эмульсия, оставались чувствительными к свету, и после высыхания и их можно было экспонировать в любое удобное время. Воспользовавшись рецептом из журнала, Истман приступил к самостоятельному приготовлению желатиновой фотоэмульсии.
К 1880 году Истман получил сначала британский патент на несколько модифицированный рецепт сухой эмульсии, а затем - и американский. Не оставляя свою работу банковского служащего, Джордж Истман предпринял попытку открыть собственную фирму. В апреле 1880 года он взял в аренду третий этаж здания на Стейт-стрит в Рочестере и приступил к производству сухих пластинок.
Рождении компании Kodak
Начав своё дело с производства сухих пластинок для фотографии, Истман вскоре решил заменить стекло сначала на бумагу, а затем скручивал ее и помещал в круглую кассету, чтобы сделать носитель более удобным в транспортировке. Однако у бумаги был один недостаток: изображения получались зернистыми и оттого - нечёткими. Тогда Истман стал пропитывать бумагу раствором целлюлозы.
Несмотря на все преимущества, ноу-хау особой популярностью не пользовалось. Тогда Истман решил обратить своё внимание на другие элементы процесса фотосъёмки. Что, кроме фотопластинок, было излишне громоздким? Правильно - сам фотоаппарат. Во времена Истмана он был размером с современную микроволновку. Представляете, какое удовольствие - тягать такую фотокамеру?
Истман поставил цель: "сделать фотоаппарат таким же удобным, как карандаш". До 1900 года компания выпустила несколько моделей фотоаппарата, каждая из которых была удобнее другой в использовании. Самый первый аппарат был "заряжен" на 48 кадров, после съёмки которых владелец должен был отправить его на предприятие, где плёнка проявлялась, печатались снимки, а фотоаппарат заряжался на новую серию кадров.
Революционным прорывам стал фотоаппарат Brownie, ставший первым массовым фотоаппаратом аппаратом. Как ни удивительно, больше всего этих фотокамер было куплено для детей: на день рожденья, в честь первого дня в школе или просто так. Впрочем, цена этой "игрушки" составляла всего 1 доллар, а плёнку можно было приобрести за каких-то 15 центов. Практически одновременно с выходом Brownie компания выходит на европейский рынок, потеснив производителей немецких фотокамер: качественных, но дорогостоящих.
Попутно открываются пункты приёма отснятой плёнки, в которых её проявляют и печатают снимки. Эти пункты Kodak и дали начало сети центров фотопечати Kodak-Express.
Рекламные компании Истмана
Реклама, как известно, двигатель торговли. Вот только не каждый бизнесмен во времена Истмана относился к всерьёз к возможностям рекламных объявлений и плакатов. Зато глава Kodak хорошо понимал, насколько важно распространять информацию о предлагаемой продукции среди потенциальных покупателей. Первая продукция Kodak рекламировалась в ведущих газетах и журналах того времени. Тексты рекламных объявлений Джордж Истман писал сам, а придуманный им в 1888 году слоган компании и по сей день считается одним из образцовых: "Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное".
Компания активно участвовала в международных выставках и их павильон всегда привлекал внимание: на рекламных плакатах была изображена девушка с фотоаппаратом, причём от выставки к выставке изображения девушки менялись. А в 1897 году на Трафальгарской площади в Лондоне появился стенд со словом "Kodak", освещенным электрическими лампочками.
Впервые слово Kodak было зарегистрировано как торговый знак в 1888 году. Существовало множество фантастических теорий по поводу происхождения этого слова. Однако же, Истман его просто придумал.
Как говорил Джордж Истман: "Я сам придумал это слово. "К" — моя любимая буква алфавита. Она кажется мне сильной и запоминающейся. Мне пришлось перепробовать множество комбинаций букв, прежде чем получилось слово, начинающееся и заканчивающееся на букву "К". "КОДАК" — результат моих попыток". Слово "КОДАК", окруженное контрастным желтым фоном, стало теперь неотъемлемой частью оформления продукции компании Kodak и известно во всем мире.
Благодаря изобретательскому гению Истмана, сегодня кто угодно может получать фотографии, просто нажимая кнопку затвора компактного фотоаппарата. Кстати, именно Kodak сделали один из первых цифровых фотоаппаратов. Весил он 3 килограмма и на съёмку одного кадра уходило 23 секунды.
Увы, руководство компании не оценило перспективности цифровой фототехники и на широкий рынок в этой нише Kodak так и не вышел. Впрочем, это, пожалуй, не так страшно: больше половины всех фильмов с момента создания киноплёнки отсняты на плёнку Kodak. Компания также прочно обосновалась на рынке полиграфической техники, а также работает над производством оптики, в том числе для космических аппаратов.
И даже несмотря на недавние финансовые трудности компании, списывать Kodak ещё рано. Компания многие годы была флагманом новинок фототехники и не намерена сдавать свои позиции. Просто несколько сменит ориентиры и продолжит держать марку.