Начало
История кинематографа берёт своё начало относительно недавно - в 19 веке. Можно считать, что стимулом к появлению этого вида искусства стала фотография. Но, несмотря на то, что фотографировать научились ещё в начале позапрошлого века, кино смогло появиться только после целого ряда проб и ошибок. К созданию системы записи и воспроизведения движущихся изображений приложил руку даже Томас Эдиссон. Увы, предложенная им концепция не была рассчитана на массового зрителя и потому потерпела неудачу.
Сегодня признанными отцами-основателями кинематографии считаются французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Их аппаратура оказалась самой удобной из всех разработанных, с её помощью можно было снимать и демонстрировать фильмы на большом экране, что и предопределило успех их изобретения.
Первый публичный показ был проведён в марте 1895 года в Париже. А днём рождения массового кино считается 28 декабря 1895 года: в этот день состоялся первый коммерческий киносеанс. Происходило это действо не где-нибудь, а в подвале "Гран Кафе", что на бульваре Капуцинов.
Первые сеансы Люмьеров состояли из показа нескольких "короткометражек" - это были видео длиной не более 50 секунд. А самым первым из них был "Выход рабочих с фабрики". Наибольшую же популярность приобрёл ролик "Прибытие поезда". Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей.
Первые шаги
Изобретение киноаппарата ещё не означало появления собственно кино. Братья Люмьер были пионерами, создавшими системы записи и воспроизведения изображений, но они не представляли себе всех возможностей использования своего детища. Они всерьёз полагали, что основная функция их изобретения - запись и сохранение кинохроники для потомков. Некоторые из их современников, правда, воспринимали демонстрацию движущихся картинок как довольно забавное развлечение. Но, несмотря на отсутствие пока сюжетного кино, кинематограф становился всё более популярен. Многие влиятельные люди проявили интерес к нему, что немало способствовало распространению кинематографа во всём мире.
В числе первых заинтересовавшихся кинематографом был директор одного из парижских театров Жорж Мельес. Он сумел оценил возможности кинематографа, в первую очередь, как отличного средства для расширения возможностей сцены. Именно он был первым, кто стал снимать не просто кинохронику для потомков, а фильмы по сценариям. В общем, именно ему кинематограф обязан тем, что стал самостоятельным видом искусства. Один из наиболее известных фильмов, снятых Мельесом, - "Путешествие на Луну" (1902 год).
За первые 10 лет прошлого века неуклонно росло не только число разнообразных сюжетов сценариев, но и увеличивалась продолжительность кинофильмов. Менялось и отношение к кино. И если на первых порах оно воспринималось только как одно из модных развлечений, то постепенно сформировалось восприятие его как самостоятельного вида искусства. Уже 1908 году появилось понятие "художественный фильм".
По состоянию на 1910 год бесспорным лидером по производству фильмов была Франция: здесь производилось 70% всех снимаемых фильмов. Постепенно США, Великобритания, Германия приобретают вес в мире кино и оказывают немалое влияние на его развитие. В начале 20 века средняя продолжительность кинофильма не превышала 15 минут, но уже к 1910 году было создано немало фильмов, продолжительностью примерно в один час, а уже в 1915 году американец Гриффит снял картину "Рождение нации", посвящённую гражданской войне в США, которая длилась целых 3 (!) часа. И хотя содержание фильма, было, по сути, расистским, а картина послужила причиной крупных беспорядков в Штатах, фильм имел большой успех у публики (общее число зрителей составило примерно 100 млн.), а создатели получили огромные по тем временам кассовые сборы.
Начало 1920-х - старт развития киноиндустрии в США: производство фильмов ставится на потом, а главным человеком в проекте становится не режиссёр, а продюссер. Постепенно строится голливудская система, работающая и сегодня: продюсер подбирает и выкупает сценарий, он же приглашает режиссёра. Продюссер также активно участвует в подборе актёров. Наибольший успех в кинопрокате 1920ых стали комедии, особенно фильмы с Чарли Чаплином. Несмотря на бурное развитие Голливуда, европейское кино всё же удерживало за собой позиции первооткрывателя и новатора в этой области.
Что касается российского кино, то до революции оно практически всегда создавалось на основе и по образцу западных картин. Но уже с начала 1920-ых советские режиссёры принимаются самостоятельно ставить эксперименты над выразительными возможностями кино. Творческие находки некоторых режиссёров, Сергея Эйзенштейна, например, вошли в золотой фонд мирового киноискусства.
И звук, и цвет
Практически до начала 1930-ых годов кино было немым. Кинопроизводители довольно долго не решались озвучить свои произведения, несмотря на то, что первые системы, позволяющие сделать это появились ещё в начале 1920-ых: боялись, что это повлияет на стоимость картин. И до 1927 года подавляющее большинство фильмов было "немым". Первыми, кто решился сделать всё же звуковое кино, была американская фирма "Уорнер Бразерс": в 1927 году вышел в прокат их первый фильм, в котором персонаж на экране разговаривает - "Певец джаза".
Некоторые режиссёры и актёры были категорически против звукового кино, но звук быстро стал неотъемлемой частью кино, и уже практически все фильмы, вышедшие на экран в 30-х были звуковыми. Это значительно повысило роль диалогов, которые стали основными носителями содержательной и выразительной нагрузки во многих фильмах.
С цветом всё обстояло ещё сложнее, чем со звуком. Возможности для создания вполне качественного цветного кино были созданы в 1930-е, а в 1939 году в США был снят один из первых цветных фильмов, и по сей день остающимся одним из самых популярных - "Унесённые ветром" по одноимённому роману Маргарет Митчелл. Несмотря на это потребовалось ещё почти 40 лет, чтобы цветное кино оформилось окончательно и заняло свои позиции в 60-ые - 70-ые. Связано это было и с постепенным улучшением качественных характеристик киноплёнки: повышается светочувствительность, что позволяет во многих случаях обойтись без дополнительного освещения, снимать в более сложных условиях.
Кино сегодня
Современные фильмы трудно представить без использования компьютерной графики. Именно благодаря ей возможно создание и оформление таких сцен и спецэффектов, которые прежде нельзя было и представить. Сейчас компьютерная графика даёт возможность легко совместить на экране натурные съёмки и нарисованное на компьютере изображение. Формируются новые стандарты зрелищности и реалистичности.
Несмотря на широкое использование компьютерной графики в современном кинематографе, даже самые зрелищные фильмы могут оказаться провальными из-за слабого сценария или неудачного подбора актёров. Но кинематограф живёт, процветает и не перестаёт радовать зрителей интересными и зрелищными картинами, оставляя возможность выбора кино на свой вкус: боевики, ужастики, романтические мелодрамы или арт-хаус - каждый выбирает для себя.