Античная реклама
Рекламу придумали не десять и даже не сто лет назад. Пожалуй, она появилась в тот момент, когда появились первые торговцы или менялы. В общем, реклама стала первым детищем рынка, который на сегодняшний день успешно эволюционировал.
Учёные, в частности, археологи, нашли немало свидетельств того, что в древности реклама не просто существовала, но и размещалась находчивыми античными предпринимателями на разных, как сказали бы сегодня, носителях.
Первые рекламные объявления, предлагающие покупателям товар, были написаны ещё в Древнем Египте, богатом на изобретения. Археологами, среди прочего, был найден лист папируса, на котором было написано объявление, предлагающие приобрести рабов.
Древние греки были народом также необычайно предприимчивым и продавали не только товары, но и услуги. В том числе, довольно специфические. Так во время раскопок в районе Мемфиса была найдена надпись, сделанная от лица некоего Миноса с острова Крит. Этот человек предлагал свои услуги по толкованию сновидений.
Древнегреческие торговцы, ремесленники, купцы и прочие предприниматели размещали свою рекламу на разных носителях: на камне, дереве, кости и даже на гравюрах по металлу. Немалую долю составляла реклама устная: объявления о товарах и услугах громко зачитывали на площадях и других местах скопления народа.
С изобретением и распространением письменности реклама начинает выступать преимущественно в форме письменного текста, сопровождаемого иногда соответствующими рисунками.
Печатная реклама
Изобретение печатного станка около 1440 года Иоанном Гутенбергом открыло рекламе новые горизонты. Буквально через 22 года после изобретения книгопечатания в Англии появилось первое печатное объявление. Его текст был помещен на двери одной из церквей в Лондоне и информировал о продаже прихожанам молитвенника.
Книгоиздатели с 1466 года активно стали использовать печатную рекламу, развешивая объявления о продаже своей продукции. Первым это сделал некто Эггештейн в славном городе Страсбурге, объявление он вешал у входов в соборы, университеты и гостиницы. Этому примеру последовали еще четыре издательства. В эти же годы появился важный компонент печатной рекламы - аннотация.
Примерно в это же время французский монарх впервые законодательно урегулировал рекламную деятельность своих подданных: в Париже было запрещено распространять "позорящие пасквили, расклеивать афиши и выставлять напоказ какие-либо другие произведения" под угрозой уголовного преследования.
А в 1629 году с королевского же разрешения в Париже появилось Адресное бюро под руководством Теофраста Ренодо. Организация эта, можно сказать, была самым первым рекламным агентством, в сферу деятельности которого входило предоставление информации о товарах и услугах заинтересованным лицам, а также распространение этой информации среди населения с целью привлечения клиентов. Стоимость услуг составляла, в среднем, не более трёх су, а воспользоваться услугами Адресного бюро мог любой желающий.
Через год, в 1630 году, Адресное бюро, с разрешения кардинала Ришелье, получило право на ведение деятельности на территории всей Франции, выйдя на государственный рынок. Ещё через год стала выпускаться газета "La Gazette", в каждом номере которой публиковалось по несколько рекламных объявлений. Параллельно с "La Gazette" Теофраст Ренодо издавал листок объявлений Адресного бюро. Этот листок в последствии превратился в журнал "Petites Affiches" ("Маленькие афиши").
В Великобритании печатная реклама начала активно распространяться через газеты примерно с того момента, когда в газете "Political Mercury" было опубликовано объявление, предлагающее приобретать новую книгу. А первое рекламное агентство было открыто в 1657 году в Лондоне и называлось "Public Advertiser" ("Общественный рекламодатель").
Многие газеты стали существовать за счет рекламных объявлений, в них размещаемых. Они были заинтересованы в привлечении рекламодателей, поэтому некоторые из них распространяли часть тиража бесплатно. Одной из первых подобную акцию осуществила "City Mercury" ("Городской Меркурий"). В 1673 году эта газета сообщила читателям, что один раз в неделю тысяча экземпляров будет распространяться бесплатно в наиболее людных местах английской столицы.
Не осталась в стороне и Америка, внесшая немалый вклад в развитие рекламной индустрии. А началось всё в 1704 году, когда газета "Boston Newsteller" ("Бостонский информационный бюллетень") напечатала первое рекламное объявление. Большое количество рекламы публиковала "Gazete", основанная Бенджамином Франклином в 1729 году. С его именем связывают расцвет рекламы в Соединенных Штатах, называя его отцом американской рекламы. "Gazete" не только имела самый большой тираж, но и самый большой объём рекламных объявлений среди всех изданий колониальной Америки.
К рекламе имел непосредственное отношение и любимый многими писатель Эдгар Аллан По, некоторое время занимавший должность редактора в газете "Southern Messenger" ("Южный вестник").
Радио- и телереклама
Радио, появившееся в конце 19 века, также не осталось в стороне от участия в распространении рекламы. Так в Соединённых Штатах в радиоэфире рекламное объявление было озвучено в Питсбурге, Пенсильвания 2 ноября 1920 года, после чего по радиостанциям прокатилась волна изменений, в ходе которых были созданы новые программы исключительно для того, чтобы вставить в эфир тематическую рекламу.
1939 год - в столице США начала свою работу пробная телевизионная станция и в это же время была выпущена первая экспериментальная бесплатная рекламе. Диктор кроме проговаривания текста показывал несколько иллюстраций. Через два года Федеральной комиссией связи телевизионным станциям были выданы 10 коммерческих лицензий на распространение рекламы. За размещенную рекламу стали брать незначительную плату.
Первая реклама товара, вышедшая на телевидении, предлагала приобрести часы и появилась в 1941 году в эфире в перерыве трансляции баскетбольного матча. 1948 год ознаменовался тем, что вместо дикторов стали использовать мультипликационных персонажей. А с 1956 года стали появляться сюжетные рекламные видеоролики.
Сегодня средствами распространения рекламы служат самые разные носители: не только радио и телевидение или печатная продукция, но и билборды, рекламные щиты, транспортные средства, остановочные комплексы и так далее. Безусловно, реклама играет большую роль в продвижении товаров и услуг на рынке, ну а как к ней относиться - каждый решает сам. Ведь для кого-то реклама - это любимая профессия, а для кого-то - помеха в просмотре телесериала.