Первые торговые точки
История Starbukcs начинается, по всем меркам, совсем недавно - в 1971 году. Именно тогда, 42 года назад, в Сиэтле, щтат Вашингтон, трое молодых людей стали партнёрами по бизнесу и открыли совсем небольшой магазинчик, где продавали кофе в зёрнах.
Основатели компании: учитель английского - Джери Болден, учитель истории - Зев Сигл и писатель - Гордон Боукер. Уставной капитал компании молодые люди составили из собственных средств (скидывались по 1350 долларов), а также занятых денег - ещё 5 тысяч. На эти средства они нашли и обустроили помещение для магазина и начали работать.
На первых порах ни о какой кофейне современного образца и речи не шло. Помещение магазинчика было достаточно маленьким и, несмотря на то, что парочку столов для желающих выпить кофе, не отходя от кассы, всё-таки поставили, главным полем деятельности фирмы была именно торговля, причём не только кофе. В первых магазинах Starbucks продавали также чай и специи.
Целевой аудиторией, как сказали бы сегодня, были бары, кафе и рестораны, которые приобретали кофе в зёрнах для своих кухонь. Но за первые 10 лет истории компании многое изменилось.
От магазина к сети
Первоначально правильно подбирать сорта и обжаривать зёрна кофе свежеиспечённые предприниматели учились у Альфреда Пита, владельца компании Peet’s Coffee. Первые 9 месяцев Starbucks покупал уже обжаренные зёрна в Peet’s Coffee, а потом установил собственную жаровню.
Примерно в это же время открыли второй магазин в другом районе Сиэтла. В 1979 году владельцы Starbucks выкупили Peet’s Coffee. К 1981 году было открыто уже 5 магазинов, а также небольшая фабрика по обжарке кофе и торговое подразделение, которое поставляло кофе в зёрнах барам, кафе, ресторанам.
Новые люди и свежие идеи
В 1982 году начальником отдела продаж компании стал Говард Шульц, в прошлом работавший торговым представителем фирмы, торгующей посудой. Некоторое время спустя Шульц отправился в поездку по Италии, где у него родилась идея создать в США целую сеть кофеен по образцу итальянских эспрессо-баров.
Новизна проекта заключалась в том, что в те годы кофейня в Америке не была местом встреч и общения, а скорее неким богемным местом. Шульц хотел изменить формат американских кофеен, а заодно - дать возможность массовому потребителю попробовать хороший кофе.
Увы, по возвращении в Штаты, Говард Шульц не сумел в полной мере донести до своих работодателей всю прелесть идеи и они отказались что-либо менять. Кроме того, финансовые дела компании шли не лучшим образом и владельцы бизнеса просто не захотели рисковать. В итоге, Говард Шульц уволился из Starbucks и начал собственное дело.
Говард Шульц и собственное дело
Уволившись, Шульц приступил к поиску инвесторов. Ему пришлось обойти немало кабинетов, но в итоге в 1985 году в Чикаго открылась его первая кофейня под названием Il Giornale, в честь миланской ежедневной газеты.
Сказать, что дела у Шульца пошли хорошо, означает сильно приуменьшить успешность его начинания. Уже через 4,5 года Говард Шульц выкупил Starbucks у прежних владельцев за сумму в 4 миллиона долларов США. После объединения брендов, Шульц в качестве основного торгового названия оставил Starbucks, так как к тому времени этот торговый знак прочно ассоциировался с качественным и вкусным кофе.
История логотипа Starbucks
А теперь - самое интересное. Всем поклонникам Starbucks и даже тем, кто ни разу не пробовал кофе в этой сети кофеен должно быть интересно, при чём тут русалка и откуда взялось название.
Идея принадлежит трём основателям, которые довольно долго подбирали название для своего детища. Остановились они на знаменитом романе Германа Мелвилла - "Моби Дик". Сначала хотели позаимствовать название судна, на котором совершали плавание герои книги - корабль назывался "Пекод", но затем выбрали имя первого помощника капитана Ахава — Старбека. А изображение Сирены (да, это именно она) позаимствовали с гравюры 15 века.
Первый вариант логотипа считался неприличным: у двухвостой сирены, расположенной в круге коричневого цвета, были не только довольно пышные, но и ничем не прикрытые формы. Это изображение продержалось 6 лет - с 1971 по 1987 год.
Затем в 1987—1992 годах основным цветом логотипа стал зеленый, рыбий хвост немного обрезали, а сирену "причесали", прикрыв грудь развевающимися волосами. Между словами в логотипе появились звезды.
В следующем варианте логотипа сфокусировались на лице Сирены — нижнюю часть русалки убрали. Произошло это в 1992 году и было так вплоть до недавнего времени. А буквально 2 года назад в 2011 году из логотипа исчез зелёный ободок с названием компании и звёздами, а цвет логотипа стал более светлым.
Список рекомендуемой литературы
- Официальный сайт компании Starbucks
- Программа из цикла "Корпорации монстров": Starbucks
- Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Starbucks".
- Говард Шульц, Дори Джонс Йенг/ Влейте в не` свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks
- Говард Бехар Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks