Товарный знак и его история
Товарный знак — это особое обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или другое). Оно служит "для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей". Исключительное право на товарный знак признаётся законодательно и специально удостоверяется свидетельством на товарный знак.
Право на товарные знаки - одна из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, которые относятся к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 Гражданского Кодекса РФ).
История товарных знаков насчитывает, по меньшей мере, три тысячи лет. Существуют находки, подтверждающие это. Упомянутые 3000 лет назад индийские ремесленники, ведшие активную торговлю с Ираном, ставили свои подписи на своих изделиях перед их отправкой, как сказали бы сегодня, на экспорт.
Со времён Римского Империи до нас дошло около тысячи различных римских гончарных клейм, бывших в употреблении у мастеров. А одно из самых известных - фабричное клеймо FORTIS - было настолько знаменитым, что его даже копировали и подделывали. Сфера использования товарных знаков продолжала расширяться и в условиях торговли средних веков.
Сегодня товарные знаки используются главным образом для того, чтобы облегчить потребителям идентификацию самих товаров и услуг, а также их качества и стоимости. Кроме этого, товарный знак - это средство конкурентной борьбы в условиях рынка и своего рода гарантия относительной защищённости владельца товарного знака от мошенников и подделок.
Можно ли говорить "Торговая марка"? Как бы нам не хотелось сделать такой дословный перевод английского "Trade mark", это будет совершенно некорректно. С английского "trade mark", используется как синоним понятия "товарный знак". Хотя этот термин активно используется на бытовом уровне, в российской правовой системе верны только понятия "товарный знак" и "знак обслуживания".
Предупредительная маркировка представляет собой специальное обозначение, свидетельствующее о том, что товарный знак зарегистрирован. В качестве знаков предупредительной маркировки в мировой практике получили распространение значок "®", буквенные сочетания "™" (сокращение от trademark), "℠" (сокращение от service mark), а также слова "Trademark", "Registered Trademark", "зарегистрированный знак", "Marque deposee", "Marca registrada".
Маркировка "®" (Registered) согласно мировой практике может быть использована только владельцами официально зарегистрированных товарных знаков. Символ ставится непосредственно справа вверху от изображения товарного знака. Нанесение такого обозначения является правом, а не обязанностью владельца знака.
Виды товарных знаков
Товарные знаки могут быть:
- Словесные. Такие знаки представляют собой только шрифтовую композицию, которая в теории дизайна называется логограммой. Словесные знаки составляют львиную долю - 80% - от всех существующих сегодня товарных знаков. Например, Kodak, Xerox,
- Изобразительные. Таких товарных знаков не много: до 5% от общего числа существующих ТЗ. Чаще всего используется в индивидуальной профессиональной деятельности. Представляет собой абстрактные (знак индекс) или конкретные (иконические знаки) изображения. Например, товарный знак Lacoste - маленький крокодил,
- Комбинированные. Такие товарные знаки сочетают в себе и логограмму, и изображение. В качестве примера можно назвать товарный знак Apple, Nike, Puma. Именно комбинированные знаки в теории дизайна называют логотипом и "разобрать" такие товарные знаки на части нельзя, они используются в том виде, в каком созданы изначально,
- Звуковые. Помните стандартный звонок Nokia? Вот вам "наглядный" пример звукового товарного знака - узнаваемый повсюду и при этом отличающийся индивидуальностью, которую не оспорить,
- Трехмерные товарные знаки. Как правило это либо упаковка товара, либо сам товар. К примеру, любимый многими детьми Kinder Surprise.
Разработка и регистрация товарного знака
Если вы решили регистрировать свой товарный знак, будет нелишним ознакомиться со следующей информацией. Разработка и последующая регистрация товарного знака проходит в несколько этапов, ни через один из которых "перепрыгнуть" не получится.
- Постановка цели позиционирования товара на рынке. Другими словами, продумайте название. Причём так, чтобы оно не нарушало прав других производителей, не было созвучно с уже существующими (в случае судебного разбирательства доказать, что вы имели в виду совсем другое будет сложно) и чтобы при выходе на международный рынок ваш товарный знак не должен быть исковеркан переводчиком или вызывать негативные ассоциации, а также не должен привлекать юридических конфликтов от владельцев других торговых марок.
- Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы. Нужно помнить, что цвет, форма и прочие параметры сильно влияют на восприятие. Поэтому подбирать цветовую гамму логотипа, этикетки и прочей символики компании и товарного знака в том числе нужно чрезвычайно аккуратно и очень внимательно. Во избежание, как говорится.
- Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трех вариантов для проведения фокус-группы. Выбирайте из нескольких вариантов. Чем больше их будет - тем больше шансов подобрать действительно отличающийся от других. При этом помните: на данный момент уже зарегистрировано огромное количество товарных знаков. Так что, как только подберёте подходящий вам ТЗ, немедленно переходите к следующему шагу.
- Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в БД Роспатента с выявлением сходных обозначений. То есть вам придётся проверить, а не зарегистрировал ли кто товарный знак, похожий на ваш.
- Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением. Оказалось, что вы не одиноки в выборе ТЗ. Не отчаивайтесь - если есть возможность, нужно что-нибудь в вашем товарном знаке изменить и тогда его точно примут для регистрации.
- Утверждение выбранного обозначения. Товарный знак одобрен всеми структурами, переходим к следующему этапу.
- Работы по комплектованию заявки на товарный знак. Здесь можно и дальше проделывать всё самостоятельно или обратиться к специалистам. Впрочем, к ним обращаются и на более ранних этапах.
- Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака.
- Делопроизводство по заявке на товарный знак.
- Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.
- Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак. Этот шаг и предыдущий обеспечивают вам и вашему товарному знаку право на судебное разбирательство при незаконном использовании вашего ТЗ и вообще на защиту ваших прав, связанных с использованием товарного знака.
- Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива предприятия. Как ни странно, товарный знак в этом случае становится не менее важным активом вашего предприятия. Его можно будет продать, заложить и так далее.
Свидетельство на товарный знак выдается в Российской Федерации сроком на 10 лет. В дальнейшем оно может быть продлено ещё на 10 лет по соответствующему заявлению в регистрирующий орган и уплаты соответствующей государственной пошлины продлено. Продлять свидетельство можно неограниченное число раз.
Чтобы товарный знак приобрел известность и признание, требуются значительные капиталовложения и значительный период времени. Поэтому в интересах каждого, кто стремится использовать товарный знак, быть уверенным, что ему предоставляется охрана как ценному объекту интеллектуальной собственности.