Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 5.0 5.0
Количество прочтений 9940
Дата добавления 2013-04-02
Крейсер Варяг. История строительства, технические характеристики, последний бой, дальнейшая судьба

Судьба крейсера "Варяг"

О том, что — Врагу не сдаётся наш гордый Варяг — знают если не все, то очень и очень многие. О судьбе этого корабля немало сказано и написано. В сегодняшнем материале расскажем об истории героического крейсера, его технических характеристиках и других интересных фактах.

Рождение крейсера "Варяг"

В конце 19 века морское министерство Российской Империи заказало в Соединённых Штатах строительство лёгкого бронепалубного крейсера. Контракт был подписан 11 апреля 1898 года, а местом строительства были выбраны верфи компании "American Company William Cramp & Sons" на реке Делавэр в Филадельфии.

Несмотря на американское "происхождение", всё вооружение крейсера "Варяг" было изготовленно в России. Орудия - на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза. А вот якоря заказывали в Англии.

Технические характеристики

Для своего времени "Варяг" был одним из кораблей высочайшего класса. Это был четырехтрубный, двухмачтовый, бронепалубный крейсер 1 ранга водоизмещением 6500 тонн. Артиллерия главного калибра крейсера состояла из двенадцати 152-мм (шестидюймовых) орудий. Кроме того, на корабле было двенадцать 75-мм орудий, восемь 47-мм скорострельных пушек и две 37-мм пушки. Крейсер имел шесть торпедных аппаратов. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

Подобное оснащение было не единственной сильной стороной крейсера. Он отличался от кораблей, построенных ранее значительно большим количеством приборов и механизмов, работавших от электричества.

Кроме этого, вся мебель крейсера была сделана из металла. Это значительно увеличивало сохранность корабля в бою и во время пожара: прежде мебель делали деревянной и горела она, как следствие, очень хорошо.

Крейсер "Варяг" стал также первым судном российского флота, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Экипаж корабля состоял из 550 матросов, унтер-офицеров, кондукт`оров и 20 офицеров.

При всех достоинствах не обошлось и без недостатков: котлы, установленные на крейсере, через несколько лет эксплуатации уже не давали нужных мощностей и в 1901 даже зашла речь о ремонте. Однако на испытаниях 1903 года перед уходом из Кронштадта в порт приписки "Варяг" показал отличные ходовые качества, близкие к максимально возможным.

Спуск на воду и путь в порт приписки

Крейсер "Варяг" бы спущен на воду 19 октября 1899 года. До января 1901 года прибывшая из России команда вела работы по вооружению и укомплектовке судна. В середине января оснащение было закончено и корабль был официально принят в состав военно-морского флота Российской Империи.

Утром 3 мая 1901 года "Варяг" отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. В Кронштадте крейсер провёл совсем немного времени: после двух смотров, один из которых произвёл лично великий князь Алексей Александрович, "Варягу" было выписано назначение в Порт-Артур на усиление 1-й Тихоокеанской эскадры. Кораблей в составе этой эскадры было не так уж и много и они были разбросаны по всем портам: Владивосток, Порт-Артур, Дальний, Чемульпо, около Сеула, у берегов Кореи.

В порт приписки крейсер добирался через полмира: сначала курс лежал через Балтикийское и Северное моря, затем через Ла-Манш в Атлантический океан, потом - вокруг Африки в Индийский океан. Всё плаванье заняло примерно полгода и 25 февраля крейсер "Варяг" встал на якорь на внешнем рейде Порт-Артура.

Сражение, гибель и дальнейшая судьба

"Варяг" принял участие в одном из самых драматичных морских сражений в истории. Дело было во время Русско-японской войны, буквально за месяц до начала которой царский наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И. Алексеев направил крейсер "Варяг" из Порт-Артура в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхонь).

  • 26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу блокировала порт Чемульпо, чтобы прикрыть высадку десанта и не допустить вмешательства "Варяга".
  • 27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до полудня покинуть порт, в противном случае русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли.

В полдень "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" вышли из порта и на расстоянии 10 миль встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми. Бой длился всего 50 минут. За это время "Варяг" выпустил по противнику 1105 снарядов, "Кореец" — 52 снаряда.

В ходе сражения "Варяг" получил 5 пробоин ниже ватерлинии и лишился трех 6−тидюймовых орудий. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, и было принято решение вернуться в порт Чемульпо.

В порту после оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам крейсер был затоплен, а "Кореец" взорван. Впрочем, это ещё не конец истории легендарного крейсера.

  • В 1905 году японцы подняли и отремонтировали "Варяг". Корабль получил новое имя "Соя" и последующие несколько лет служил учебным судном для японских моряков.
  • В 1916 году Россия выкупила корабль у Японии, а в 1917 году корабль отплыл в доки Великобритании для ремонта. После революции у советского правительства не оказалось возможности оплатить ремонтные работы и корабль остался англичанам.
  • В 1920 году британские власти продали крейсер на слом в Германию.
  • В 1925 году при транспортировке "Варяг" попал в шторм и сел на мель близ ирландских берегов, недалеко от поселка Лендалфут. Там же легенда военно-морского флота и нашла свой последний причал: корабль был взорван, чтобы корпус не мешал рыболовству и судоходству.
  • В 2004 году было точно установлено место затопления крейсера. Сейчас всё, что осталось от суда лежит на морском дне на глубине 8 метров, в нескольких сотнях метров от берега.

Сегодня на Дальнем Востоке, в Ирландии и Корее открыты музеи и мемориалы, посвящённые памяти крейсера "Варяг". Подвигу экипажей кораблей посвящены песни "Врагу не сдается наш гордый "Варяг" и "Плещут холодные волны", кроме того, в 1972 году в СССР была выпущена памятная почтовая марка с изображением крейсера.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 5.0.
Голосов: 4

Отзывы и комментарии

avatar
10 • 13:42, 2013-05-08
Удивилась, что многое я не знала об этом крейсере. Когда стала больше интересоваться меня удивило, что песня, в которой поется, что не сдаётся врагам гордый "Варяг" - написана на стихи не русского, а австрийского поэта, Рудольфа Грейнца! surprised
avatar
9 • 11:55, 2013-04-25
Мне понравилось то, что русское правительство не пожалело денег, чтобы выкупил "Варяг" у японцев... Жаль, что в итоге он так закончил.
avatar
8 • 10:25, 2013-04-14
Да крейсер действительно легенда, плохо конечно что он остался англичанам, а после и вовсе был взорван.
avatar
7 • 10:42, 2013-04-12
Вызывает уважение тот факт, что вооружение корабля не доверили иностранным государствам - а сделали сами.
avatar
6 • 11:53, 2013-04-10
Все-таки легенда, по-моему, не сам корабль, а отважные команды кораблей "Варяг" и "Кореец". Хотя, конечно, жаль, что корабль с таким боевым прошлым теперь навсегда останется на дне морском.
avatar
5 • 12:10, 2013-04-06
Легендарный был крейсер и отважная команда, не зря же по нему песню написали. Жаль конечно, что "Варяг" закончил свое существование, так бесславно.
avatar
4 • 11:41, 2013-04-06
Свой же корабль пришлось выкупливать. Есть легенды, про которые знает каждый школьник нашей страны. Этот крейсер именно легенда. У него своя история.
avatar
3 • 15:30, 2013-04-04
Недавно. японцы, если не ошибаюсь передали флаг с этого крейсера российской стороне. теперь он где-то в музее. Видел сюжет по ТВ.
avatar
2 • 11:41, 2013-04-04
Подвиг моряков крейсера "Варяг" настолько велик, что безусловно достоин жить в веках. Я читала литературу на тему этого сражения и думаю, что такую самоотверженность нужно не просто чтить, но и как можно больше использовать как пример для воспитания детей, подростков.
avatar
1 • 10:50, 2013-04-03
В итоге взорвали такой крейсер! Ладно это так в России сделали, все бы на чиновников грешили, а это Великобритания. Почему такое расточительство было?
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф