Лучшее - спортсменам
Начиная своё дело и выходя на рынок с новым товаром, как правило выбирают один из двух вариантов: предлагают нужный товар, которого прежде не было, либо предлагают уже существующий товар лучшего качества и по цене ниже, чем у конкурентов. Некоторым удаётся совместить эти два способа завоевания рынка, но таких компаний не так уж много. В их числе - компания Nike.
История компании начинается в 1964 году в США в Орегонском университете. Учился там замечательный молодой человек - Фил Найт (на фото). Найт бы бегуном на средние дистанции и входил в состав университетской сборной. А тренировал его Билл Бауэрман, который очень хотел, чтобы его подопечные были быстрее и сильнее своих соперников.
И всё было хорошо, если бы не трудности со спортивной обувью: в шестидесятые годы прошлого века пара спортивной обуви стоила в среднем 5 долларов, но при этом особым качеством не отличалась. Была, конечно, обувь лучшего качества, сшитая в Германии, но цена не неё была такова, что далеко не каждый мог себе позволить такую роскошь.
Именно отсутствие качественной и недорогой обуви подтолкнуло Найта и Бауэрмана к идее создать компанию, которая обеспечила бы потребителей именно таким товаром.
Первые шаги
Фил Найт был студентом Стэнфорда и изучал он там - экономику. Считается, что на одном из семинаров Найту и пришла в голову идея будущей концепции бизнеса. Прикинув перспективы развития, экономист-бегун решил разместить производство в одной из стран Азии. Выбор пал на Японию и в 1963 году Фил Найт отправился в страну восходящего солнца с деловой поездкой.
От имени компании Blue Ribbon Sports (которая тогда ещё не существовала официально) Фил Найт заключил контракт на поставку партии японских кроссовок Tiger на американский рынок. По возвращении в Штаты, Фил приступил к реализации закупленной обуви прямо на улице - а машины.
Прибыль от этой первой партии составила 8 тысяч долларов. Такое развитие событий обнадёживало и молодой предприниматель решил расширить штат компании. Так в компании появился менеджер по продажам - Джеф Джонсон. В течение семи лет после своего основания в 1964 году компания BRS импортировала кроссовки Onitsuka Tiger.
Название и логотип компании
В 1971 году компания решила запустить свой собственный бренд под названием Nike. Идею по переименованию выдвинул Джеф Джонсон, предложив назвать компанию именем крылатой богини победы Ники.
В России о происхождении названия было неизвестно и правильное произношение не прижилось. Зато широко распространилось неправильное "Найк". Чтобы никого не переубеждать и не переучивать, решили оставить всё как есть. Дошло даже до того, что компания, являющаяся официальным представителем Nike в России называется ООО "Найк".
Что же до эмблемы компании, то здесь история развивалась следующим образом: один из самых узнаваемы в мире логотипов был создан всего за 35 долларов. Его автором стала студентка-дизайнер из Портлендского университета Кэролин Дэвидсон. Дэвидсон была знакома с Филом Найтом и какое-то время сотрудничала с Blue Ribbon Sports.
Когда же запускали новый бренд, потребовался логотип и Найт обратился к Кэролин с предложением заняться его разработкой. Попытки придумать новую, оригинальную эмблему никак не приносили результатов и Кэролин просто черкнула карандашом на бумаге галочку. Так появился swoosh. Swoosh - не просто "галочка", это стилизованное изображение крыла Ники. Уже в 1972 году продукция компании была презентована на Олимпийских играх в штате Орегон.
Созданный Кэролин Дэвидсон росчерк в рекордные сроки стал одним из самых популярных символов в Америке. А через двенадцать лет после его создания Фил Найт вручил Кэролин бриллиантовое кольцо с эмблемой "свуш" и конверт с акциями компании Nike, чтобы выразить свою благодарность.