Карандаш и точилка
В шариковые ручки нужно периодически ставить новый стержень или просто покупать новую ручку. Если вы предпочитаете чернила, то надо менять капсюли с чернилами. А чтобы писать карандашом, нужно всего лишь обладать точилкой и будет вам счастье, пока не испишете весь карандаш.
Пара "карандаш-точилка" - одна из самых известных во всём мире. И у каждой из её "половинок" есть своя весьма занимательная история. Что было раньше: точилка или карандаш? Кто их придумал и где впервые сделали? Обо всём понемногу и как можно подробнее.
История карандаша
Прототипы современных карандашей появились в Европе ещё в 13 веке. Пользовались ими исключительно художники. Выглядели эти "карандаши" следующим образом: свинцовую или серебряную проволоку припаивали к ручке, за которую потом это всё держали, а хранили полученный инструмент в специальном футляре.
Линии от "серебряного карандаша" стереть было совершенно невозможно и потому он требовал высочайшего мастерства, кроме того, через некоторое время серые штрихи от становились коричневыми. Свинцовые карандаши были в обращении проще: след от них не такой заметный, его даже можно было несколько подкорректировать. Использовались эти "карандаши" для создания набросков портретов. Одним из художников, весьма активно использовавших такие карандаши, был немецкий живописец Альберхт Дюрер.
Внесли свою лепту в историю карандаша и итальянские художники. В 14 веке они использовали стержень из глинистого чёрного сланца. Потом стали изготавливать стержни из порошка жжёной кости, скреплённого растительным клеем. Этот инструмент позволял получить интенсивную и насыщенную линию.
А в 16 веке начинается история графитных карандашей. В английском графстве Камберленд, которое сегодня входит в состав церемониального графства Камбрия, случилась необычайно сильная буря. Ветром выворотило с корнем немало деревьев. После этого местные пастухи обнаружили под вывернутыми корнями некую тёмную массу, которую они посчитали углём.
Попытки поджечь её успехом не увенчались. Со свинцом у вещества тоже ничего общего, кроме цвета, не нашлось, однако любознательные пастухи продолжили искать возможное применение неожиданной находке. В итоге выяснилось, что незнакомое вещество оставляет весьма приметные следы на предметах и тканях. Пастухи стали метить им своих овец.
Чуть позже додумались делать тонкие заострённые на конце палочки. Использовали их для рисования, потому как они были слишком мягкими для письма. Художники для удобства "упаковывали" стержень в кусочки дерева, обвязывали бечёвкой или оборачивали в бумагу. К началу 17 века графитовые стержни продавали на улицах и приобрести их мог буквально любой желающий. А к началу следующего столетия началось и массовое производство.
В 1719 году в Штайне, что под Нюрнбергом, Германия, открылась первая фабрика по производству карандашей. Стержень делали по следующей технологии: графит смешивали с серой и клеем. Качество было чуть хуже, но и цена была значительно ниже. В 1758 году господин Каспар Фабер, столяр по профессии, открыл в Штайне собственное предприятие, и в 1761 году началась история канцелярской компании Faber Castell.
В 1790 году Йозеф Хардмут смешал пыль графита с глиной и водой и обжёг эту смесь в печи. Различное содержание глины позволило получить стержень различной твердости. В том же году он создал собственное предприятие по выпуску карандашей: Koh-i-Noor Hardtmuth. Первая половина названия была позаимствована у алмаза "Кохинур" (перс. "Гора света").
Довольно долго карандаши производили в круглом корпусе. В 1851 году граф Лотар фон Фабер-Кастель, владелец фабрики Faber-Castell, предложил для корпуса шестигранную форму, чтобы карандаши не скатывались со стола и других поверхностей при малейшем наклоне.
История точилки
Откуда взялся карандаш - мы выяснили. Теперь вспоминаем о его верной подруге - точилке. Её история, конечно, не столько красочна и разнообразна, но тоже заслуживает внимания. Первое время после того, как карандаши получили широкое распространение, их затачивали с помощью перочинных ножиков, которых было много и практически в каждом доме.
Потом кое-кому пришло в голову оптимизировать процесс. Правда, случилось это почти через сто лет после появления карандашей. В 1828 году был выдан первый в мире патент на конструкцию точилки для карандаша. Получил его французский математик Бернард Лассимон. Американские изобретатели тоже не остались в стороне и получили патент на точилку для карандаша в 1855 году. Сделал это Уолтер К. Фостер из Бангора, штат Мэн.
Разновидности и выбор точилок
Производство точилок - дело тонкое. Хотя бы потому, что лезвие, которое будет в вашей точилке работать, должно резать не только дерево, но и графит. Сегодня на прилавках канцелярских магазинов можно встретить тысячи разнообразных точилок. Что характерно, качество заточки будет практически прямо пропорционально стоимости этого инструмента.
Лучше всего приобретать точилку того же производителя, что и карандаш. Если вы покупаете хорошие карандаши, к примеру, Faber Castell, то и точилку подбирайте с тем же лейблом. Точить она будет определённо лучше дешёвенького китайского инструмента.
Заодно заранее прикиньте, какие объёмы карандашей вам предстоит "обработать". Если у вас один-два карандаша, то можно приобрести обычную точилку без контейнера для стружки. Ваш ребёнок много рисует или ходит в художественную школу? А может вам самим приходится много чертить? Берите карманную точилку с контейнером для стружки. Это снимет необходимость возиться с утилизацией стружки: вытряхивать будете дома.
Если же вам предстоит точить карандаши чуть ли не в промышленных объёмах, стоит задуматься о точилке электрической или хотя бы механической. Такие обычно можно прикрепить к столешнице и затачивать карандаш, вращая ручку. Стружка собирается в специальный контейнер. Покупать такие точилки на присосках не стоит.
Кстати, точилка может быть выполнена весьма оригинально и оказаться чудесным сувениром. Если у вас есть знакомый любитель карандашей - подарите ему оригинальную точилку. И полезно, и симпатично.
Список рекомендуемой литературы
- Большая Советская Энциклопедия
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- Журнал "Томский обзор". Made in Tomsk: Как делают карандаши из сибирского кедра.