Предыстория компании
Выпускник Института нефти и газа им. И.М. Губкина Аркадий Волож занимался в аспирантуре исследованиями в области обработки больших объёмов данных. А в бизнес он пришёл в 1988 году, после принятия "Закона о кооперации".
Первые сделки, которые проводил созданный Воложем кооператив, были бартерными: вагон самых обыкновенных подсолнечных семечек в обмен на вагон компьютеров. Затем была создана компания CompTek - фирма занималась реализацией компьютерного оборудования. Головной офис фирмы находился не где-нибудь, а в квартире основателя.
Причём помимо торговли оборудованием, некоторые сотрудники компании занимались созданием разнообразных программных продуктов, которые могли бы осуществлять поиск информации в больших объёмах текста, с учётом морфологии языка.
Здесь нужно сказать об ещё одном человеке, имя которого также тесно связано с предысторией Яндекса. Это - специалист в области компьютерной лингвистики Аркадий Борковский.
Объединившись, Волож и Борковский создали компанию "Аркадия", вошедшую в 1993 году в состав CompTek в качестве подразделения. К 1995 году "Аркадия" выпустила два информационно-поисковых продукта:
- Международная классификация изобретений
- Классификатор товаров и услуг
Первым покупателем этих информационно-поисковых систем стал Институт патентной информации. Первое время новые продукты продавались довольно успешно, но затем спрос стал падать. Нужно было менять стратегию.
Помимо продажи компьютерной техники, CompTek (в состав которого уже вошла "Аркадия") начал заниматься выпуском цифровой печатной продукции. Одним из первых заказов стало академическое собрание сочинений русских классиков. Затем программист Илья Сегалович создал очередной программный продукт на базе словаря, приобретённого у Института проблем передачи информации.
В 1996 году CompTek на выставке NetCom'96 продемонстрировал свои, во многом революционные, поисковые технологии. К 1997 году был окончательно готов поисковый робот и практически сразу же с его помощью был проиндексирован весь российский сегмент Интернета.
Кстати, будущий Яндекс не был первым. Поисковая система Rambler начала работу на полгода раньше, но её поисковые роботы не учитывали морфологию языка.
История названия
Как водится, существует несколько версий того, как появилось название поисковика. Официальная же версия следующая: Yandex - это сокращённое "Yet another indexer", то есть "Ещё один поисковый робот". Автором этого названия был Илья Сигалович. Внёс свою лепту и Аркадий Волож, предложив заменить Y на букву Я, чтобы подчеркнуть русское происхождение поисковика. Так появился знакомый сегодня всем Яndex.
Развитие компании
К 1999 году, когда число пользователей Всемирной паутины в России достигло двух миллионов человек, Яndex занимал по популярности 4 - 5 место, соперничая с Rambler, Aport, Mail.ru и List.ru.
15 декабря 1999 года Яndex совместно с NetBridge открыли интернет-аукцион Molotok.ru. Следом был запущен сервис Народ.ru с лозунгом "Постройте свой сайт за 60 секунд!". В тандеме компании просуществовали недолго и при разделении Molotok.ru отошёл к NetBridge, а Народ.ru - к Яndex.
В том же 1999 году Аркадий Волож принял решение о поиске стратегического инвестора для Яndex. В 2000 году компания ru-Net Holdings инвестировала в "Яндекс" 5 млн 280 тыс долларов и получила в новой компании долю в 35,72%. В число акционеров вошли менеджеры и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором стал Аркадий Волож.
В 2000 году были открыты Яндекс.Почта, Яндекс.Новости, Яндекс.Гуру и Яндекс.Товары (позднее эти сервисы объединили в Яндекс.Маркет), а осенью того же годы была выпущена и панель инструментов для браузеров - Яндекс.Бар.
2000 год стал и годом проведения первой крупной рекламной компании под лозунгом "Найдётся всё!". Авторами слогана, быстро завоевавшего популярность, были несколько сотрудников компании. Также была сделана ставка на развитие контекстной рекламы, которая сегодня приносит компании до 90% оборота.
Вскоре был запущен сервис Яндекс.Карты: самая подробная русскоязычная карта мира с фотографиями объектов и возможностью прокладывать маршруты. Кроме этого, этот же сервис стал предоставлять информацию об автомобильных пробках на дорогах. В 2002 году Яндекс вышел на полную самоокупаемость. Вскоре Яндекс запустил сервис поиска изображений и собственную платёжную систему Яндекс.Деньги.
В 2006 аудитория пользователей Яндекса составила 5 миллионов человек. Все буквы в логотипе компании стали русскими. Поисковик "научился" исправлять опечатки в запросах и даже ведёт довольно любопытную статистику оных.
В мае 2011 года акции компании были размещены на высокотехнологичной бирже Nasdaq и результаты оказались значительно более успешными, чем прогнозировали изначально. Так Яндекс занял второе место по объёму привлечённых средств, уступив только Google. Начался очередной этап развития Яндекса. Яндекс вышел на рынок в странах СНГ, в частности в Казахстане и Украине.
Сегодня Яндекс занимает первое место по популярности в России и 22 мире. Это пятый по величине интернет-портал, предоставляющий около 40 различных сервисов и недавно выпустивший свой браузер.