Уход за волосами в древности
Сегодня на полках магазинов разнообразных шампуней великое множество. В древности ничего этого и близко не было, однако людям это ничуть не мешало. Ведь под рукой всегда были не менее разнообразные средства: растительные масла, глина, пепел, а также отвары самых разных, в том числе лекарственных, трав.
Арабы для ухода за волосами использовали различные растительные масла и благовония, а ещё - пепел. Им посыпали голову, затем промывали водой. По свидетельствам современников, средства эти с задачами ухода за волосами справлялись вполне успешно.
В Древнем Египте для ухода за волосами использовали особую пастообразную массу, в состав которой входили добавки для удаления излишков жира с волос вроде золы или глины. Паста эта пенилась, наподобие современных шампуней. Вот только пастой этой могли пользоваться только состоятельные люди, потому что стоила она дорого и на её изготовление уходило немало времени.
В Индии для мытья головы пользовались смесью из кокосового молока и чёрного перца. Ополаскивали всё это с волос отваром шалфея.
Народы Средней Азии использовали для ухода за волосами кисломолочные продукты, в частности, айран (разновидность кефира). Эта практика имеет место и сегодня: маски из кефира, простокваши и молочной сыворотки очень популярны.
На Руси для мытья головы использовали щёлок - смесь воды с осиновой или берёзовой золой. В качестве ополаскивателей применяли отвары лекарственных трав: крапивы, ромашки, зверобоя. Часто использовали растение мыльнянку, из которой готовили специальный мыльный отвар.
Шампунем Европа и весь остальной мир обязаны Индии: именно оттуда англичане привезли идею. Индусы мыли свои волосы особыми травяными средствами с помощью shampo, что в переводе с хинди означало "массажировать", "растирать".
История шампуня
Изобретение шампуня связывают с именем англичанина Кейси Херберта. Его шампунь был сухим порошком — смесь пудры из мыла и травы. Назывался этот порошок Shaempoo. С деньгами, судя по всему, было туго и по этой самой причине Херберт, не беспокоясь о рекламе, продавал свой шампунь прямо на улице около своего дома в Лондоне. Торговля его шла вполне успешно, а идея быстро ушла в народ И надо сказать, торговля его шла успешно, но для настоящего успеха не хватало масштабности.
Сама идея Кейси оказалась заразительной, а рецептура шампуня — несложной. Через непродолжительное время лондонские парикмахеры, цирюльники и аптекари стали продавать такие же пакетики с сухим порошком Shaempoo.
В Германию идея проникла в начале 20 века, а точнее в 1903 году: к аптекарю по фамилии Швакцкопф зашла некая фрау и поделилась восторгом по поводу английского новшества: средства для мытья волос в удобных пакетиках.
По образованию Шварцкопф был химиком, и имел некоторый опыт работы с косметическими средствами. Всё это позволило ему в короткие сроки составить рецепт своего первого шампуня-порошка, который он и начал реализовывать.
В том же 1903 году Ханс Шварцкопф запатентовал свою разработку, сделав шампунь марочным продуктом. На пакетиках с сухим шампунем отныне красовался его товарный знак, широко известный сегодня: силуэт головы черного цвета (Schwarzkopf в буквальном переводе с немецкого — «черная голова»).
В 1904 году в Берлине был запущен первый завод по производству средств для волос компании Schwarzkopf. Ассортимент шампуней расширился достаточно быстро и в скором времени насчитывал уже восемь видов: желтковый, ромашковый, кислородный, травяной, ланолиновый, березовый, серный и даже с вытяжками смол.
В 1905 году товары компании попали на российский рынок. Во время Первой мировой войны стало невозможно найти качественные достать приличные ингредиенты и шампунь особой популярностью не пользовался. Но при первой возможности Ханс снова запустил производство, а в 1919 года с выпуском нового продукта Schaumpoon производство вышло на качественно новый уровень.
В 1927 году компанией была разработана жидкая консистенция шампуня. Жидкий шампунь пенился лучше, уровень очищения волос от загрязнений стал выше. И дозировать жидкий шампунь стало проще, а значит, он стал более экономичным. К концу 1927 года компания выпустила уже два вида жидкого шампуня. Это были первые жидкие шампуни.
Расширение производства шампуня
- 1930 год - американец Джон Брек разработал свой рецепт средства для мытья головы и начал его реализацию по чрезвычайно привлекательной для потребителей цене. В 1943 году с открытием второго фронта шампунь Breck попал в Европу.
- 1931 год - группа компаний Hamburg Beiersdorf Group разработала собственную химическую формулу шампуня.
- 1934 год - фабрика L’Oreal выходит на рынок туалетных средств. Первый жидкий шампунь L’Oreal назывался Dop.
- 1947 год - компания Schwarzkopf выпускает шампунь Onalcali - первый бесщелочной шампунь и прообраз всех современных шампуней.
С тех пор технология производства шампуней шагнула далеко вперёд. Сегодня в магазинах выбор этого продукта широк и разнообразен. Есть возможность выбирать шампунь для любого типа волос и с наиболее подходящим составом для наилучшего ухода.