Карнавальная традиция
Первое упоминание о карнавале в Венеции относится к далёкому 1094 году. Впрочем, примерно до начала 14 века маски ещё не были обязательным атрибутом карнавала. Всё изменилось в 1162 году: народное гулянье на площади Сан-Марко. Считается, что именно с этого времени карнавал стали проводить ежегодно.
В 18 веке карнавал утратил былую популярность, но в 70-е годы прошлого века правительство Италии решило сделать карнавал одним из символом национальной, в том числе венецианской, культуры и одним из средств привлечения туристов. Сегодня на карнавал в Венецию ежегодно съезжается до трёх миллионов человек.
По традиции карнавальная неделя открывается старейшим венецианским праздником — Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. Кстати, с 1996 года у венецианского карнавала есть собственный гимн. Его автором стал известный кутюрье Пьер Карден.
В рамках карнавала проводят и конкурс на лучшую маску. Проходит это красочное и интересное действо на протяжении примерно десяти дней в феврале месяце.
История маски
Средневековая Европа известна своим социальным расслоением. Богатые и знатные демонстративно не интересовались менее титулованными согражданами, но при этом время от времени хотели смешаться с толпой, познакомиться с "другим миром".
Подобные вылазки делались с разными целями: от выяснения народных настроений до проведения тайных свиданий с приглянувшейся. С какого-то момента маски стали использоваться настолько часто, что властям Венеции пришлось запретить их ношение в любые дни, кроме дней проведения карнавала.
Все маски, которые сегодня можно встретить на карнавальных гуляньях в Венеции делятся на две группы:
- Варианты масок итальянской комедии дель арте
- Классические маски, не связанные с театром.
Маски комедии дель арте
- Коломбина. По легенде, эту маску придумали для невероятно красивой актрисы итальянской комедии по имени Коломбина, которая не желала полностью скрывать своё лицо. Поэтому в спектаклях она выходила на сцену в богато украшенной полумаске.
- Арлекин. Классическая маска этого персонажа выглядит следующим образом: чёрного цвета с огромной бородавкой на лбу. Лоб и брови нарочито выделены, с чёрными взъерошенными волосами.
- Бригелла. Маска этого персонажа комедии дель арте была такой: волосатая, тёмного цвета с чёрными усами и с чёрной торчащей во все стороны бородой.
- Панталоне. Его маска - красного или коричневого (землистого) цвета, она закрывает половину лица; у него длинный, "орлиный" нос, серые усы и острая бородка.
- Пульчинелла. Маска с большим "петушиным" либо с загнутым крючком носом
Из всех этих масок сегодня чаще всего на карнавалах встречаются Коломбина и Арлекин, впрочем, прочие персонажи время от времени встречаются в карнавальной толпе.
Классические маски
Персонажей, не связанных с театром в карнавальной традиции Венеции шестеро. Причём среди них есть и одна животная маска. Это - Кот. История это маски весьма интересна. Существует легенда, согласно которой некий человек из Китая приехал в Венецию без гроша, но с котом.
Хоть животное было уже старым, это не помешало ему переловить всех дворцовых мышей, невероятно порадовав этим тогдашнего венецианского дожа. Кота было решено оставить в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.
Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за такое животное платят большие деньги, то за драгоценные шелка цена будет значительно выше и отправился в далёкую заморскую страну с грузом тканей. Дож был в полнейшем восторге и предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец, конечно же, согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.
Моретта. Это маска овальной формы из чёрного бархата. В Венецию попала из Франции. Характерная особенность этой маски - отсутствие рта. Традиционно удерживалась на лице за счёт штырька, который зажимается в зубах, не давая таким образом произнести ни слова. Ещё одно название маски — Servetta Muta ("немая служанка"). Считается одной из самых женственных масок.
Маска Венецианская дама. Очень элегантная и изысканная маска, создающая образ знатной красавицы эпохи Тициана. У Дамы есть несколько разновидностей, одна из них Либерти. Под такой маской нередко скрывали не только лицо, но и голову целиком, надевая специальные парики, шляпы или тюрбаны.
Вольто - одна из самых популярных карнавальных масок в Венеции. Её носили многие простые горожане и оттого нередко эту маску называют "Гражданин". Другая наиболее популярная маска носит название Баута.
Она появилась в 17 веке и пользовалась большой популярностью среди аристократов и прочих венецианских вельмож. Помимо возможности пить и есть, не открывая лица, Баута, благодаря своей особой конструкции, изменяла звучание голоса своего обладателя. Таким образом человек почти гарантированно оставался не узнанным.
И последняя, самая древняя и самая жуткая маска венецианского карнавала, - Доктор Чумf. Маски, подобные этой носили медики, когда в городе свирепствовала эта страшная болезнь, унесшая множество жизней в Средние века.
В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества — считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу.