История хоккейной суперсерии 1972
Накануне открытия хоккейного сезона 1972-1973 годов возникла идея провести серию товарищеских матчей между советской сборной и командой профессионалов Национальной Хоккейной Лиги.
Во время чемпионата мира 1972 года в Чехословакии были обговорены все условия предстоящей серии. Стороны договорились провести серию игр из 8 матчей. По четыре матча в Канаде и в СССР. Судейство игр серии велось по международным правилам, которые в то время предусматривали двух судей, имеющих равные права. Половина игр проходила в Канаде, половина - в СССР.
Сборная СССР в Канаде
Первые четыре матча суперсерии состоялись в Канаде. Сборная СССР прибыла в Монреаль 30 августа, а уже на следующий день провели тренировку.
На тренировке 1 сентября присутствовали канадские хоккеисты. Советские спортсмены провели тренировку таким образом, что ввели канадцев в заблуждение относительно своего уровня подготовки. Своеобразная военная хитрость, которую канадцы раскрыли только во время первой игры, состоявшейся 2 сентября.
Первая игра состоялась в Монреале 2 сентября на льду "Форума". Трибуны ледовой арены были забиты публикой. На матче присутствовало Правительство Канады во главе с Премьер-министром. Итог встречи - 3:7 в пользу сборной Советского Союза.
Вторая игра проходила в Торонто и собрала меньше зрителей. Итог встречи - 4:1, победа канадцев. Предпоследний матч дома канадская сборная провела в Виннипеге на стадионе "Арена". Изначально канадские игроки решили использовать ту же тактику, что и в Торонто. Весь матч проходил в острой борьбе, но закончился вничью: 4:4.
Последнюю игру в гостях советская сборная выиграла со счётом 5:3. Канадские игроки выглядели довольно уставшими и явно уступали советским хоккеистам практически по всем компонентам игры. По завершении канадских игр суперсерии был сделан двухнедельный перерыв
Сборная Канады в СССР
20 сентября 1972 года сборная Канады прибыла в Москву для завершения игр суперсерии. Большинство спортсменов прежде не выезжали за пределы Северной Америки и потому были несколько шокированы жизнью в СССР. Особенно их беспокоили разнообразные слухи о работе Комитета Госбезопасности.
Многие из канадцев, которых поселили в гостинице "Интурист" на полном серьёзе искали в номерах жучки, установленные сотрудниками КГБ. Фрэнк Маховлич, к примеру, вообще предлагал разбить собственный палаточный городок за пределами Москвы.
Пятая игра сборных СССР и Канады состоялась 22 сентября на льду в Лужниках. Трибуны, как и на первой игре в Монреале были забиты зрителями. В Москву прибыло около 3000 канадских болельщиков. Из числа партийных лидеров СССР на игре присутствовали Л.И. Брежнев, А.Н. Косыгин и Н.В. Подгорный.
Несмотря на то, что буквально с первых минут встречи канадцы взяли инициативу в свои руки и повели в счёте, удержать преимущество на протяжении всего матча им не удалось. В последнем периоде встречи советская сборная сумела забить пять (!) шайб с 11 бросков, шокировав команду-соперника и одержав третью победу в пяти матчах. Итог встречи - 5:4, победа сборной СССР.
Накануне шестой игры канадцы были решительно настроены не проиграть, а выиграть вообще все оставшиеся матчи серии. В итоге в ходе встречи канадцы играли довольно жёстко и даже грубо. В результате Харламов получил перелом лодыжки. Шестая игра завершилась победой канадцев со счётом 3:2 в их пользу.
Седьмая встреча прошла без участия травмированного Харламова и могла бы завершиться вничью со счётом 3:3, но буквально на последних минутах третьего периода канадцам удалось забросить решающую шайбу. Итог встречи - 4:3, победа Канады.
В начале решающей игры серии преимущество было на стороне советских хоккеистов - 5:3. Канадцам удалось сравнять счёт в третьем периоде и ничья держалась буквально до последних минут встречи. Но на 60-й минуте Хендерсон забил шайбу в ворота советской сборной. Итог встречи - 5:6 в пользу Канады.
Имена игроков легендарной советской сборной знала вся страна, а сами матчи вызвали небывалый ажиотаж как среди канадских болельщиков, так и среди советских. Известно, что во время проведения матчей во многих канадских офисах практически останавливалась работа, прекращались торги, а у экранов телевизоров и у специально установленных мониторов собирались толпы болельщиков и зрителей.