Бумага для денег
Бумажные деньги - изобретение древнее и совершенно не европейское. Мы уже рассказывали об этом в одном из прошлых материалов, который можно найти вот по этой ссылке. В Европе же печать бумажных банкнот была начата только под конец 17 столетия.
Пионерами в деньгопечатаньи стали шведы. В 1644 году в обращение поступили медные монеты, не слишком удобные и очень быстро обесценившиеся. Тогда основатель Стокгольмского банка, открывшегося в 1657 году, Иоганн Палмструх предложил ввести новую денежную единицу - временную кредитную бумагу (Kreditivsedlar). В июле месяце 1661 года была отпечатана партия банкнот.
Увы, господина Палмструха постигла серьёзная неудача: напечатанных денег оказалось слишком много, и за свою ошибку он поплатился головой в самом буквальном смысле. Из той партии сохранилось буквально несколько банкнот, которые сегодня - редчайшие экземпляры и мечта многих коллекционеров.
На какой только бумаге не печатали деньги. Однажды на это дело даже пустили несколько книг, в том числе богослужебных. Однако выяснилось, что бумажные банкноты "живут" совсем недолго и потому нужно найти как можно более прочный вариант бумаги, который хотя бы на несколько месяцев продлит срок службы бумажных денег.
Если не вдаваться в подробности, бумагу делают из древесины, точнее - из получаемой из неё целлюлозы. А на изготовление особо прочной бумаги для печати денег используют хлопковое и льняное волокно. Кроме этого, чтобы бумага была максимально прочной, к ней примешивают различные пропитки и наполнители. Бумага обрабатывается либо только поверхностно, либо ещё на стадии изготовления. Для проклейки применяется крахмал, меламиноформальдегидная смола и другие аналогичные материалы, придающие новым купюрам этот волшебный неповторимый хруст.
Процесс изготовления денежной бумаги - дело трудоёмкое, а технология имеет довольно много общего с тем способом, которым пользовались в древности арабы. Листы, которые на завершающем этапе порежут на купюры, формируются на сетке бумагоделательной машины из жидкой массы. Основой является вода, в которой взвешены волокнистые компоненты. По ходу дела вода стекает, а на сетке формируется волокнистый слой, который потом отправт под пресс, а затем высушат.
Денежная бумага отличается от обычной тем, что её не отбеливают. Именно по этой причине под ультрафиолетовыми лучами банкноты выглядят темными, а простая бумага будет люминесцировать голубым светом. После того, как листы будут готовы, их ждёт самый настоящий краш-тест.
Бумага должна пройти проверку на износоустойчивость: сначала приборами, затем будущие купюры сгибают, рвут и сопоставляют с эталонами белизны и матовости. Хорошая денежная бумага не должна менять свой цвет и снижать механическую прочность на солнце. Лучшие показатели в этом смысле показывают листы из волокон льна и хлопка. Красочный слой на бумаге должен хорошо закрепляться и быть достаточно прочным на истирание.
Защита банкнот
Чтобы свести к минимуму возможность подделки банкнот, что является серьёзнейшим государственным преступлением, к денежной бумаге добавляют различные защитные элементы. Первым и единственным рубежом защиты были водяные знаки, которые образуются при отливе бумаги за счет различной толщины слоя волокна.
Со временем выяснилось, что одних водяных знаков мало и стали вводить дополнительные защитные элементы. В бумагу начали добавлять узкие полимерные полоски - защитные нити. Они могут быть разными: блестящие металлизированные, прозрачные или нет, флюоресцирующие в ультрафиолете и даже магнитные. Нить может быть скрыта в массе бумаги или расположена частично в массе, а частично на поверхности банкноты - ныряющая нить. Часто на защитных нитях печатают микротекст.
Вот пример эволюции 1000-рублевой российской купюры 1997 года
- Герб города Ярославля ярко-зеленого цвета с использованием краски "SPARK". Под прямым углом посередине герба видна горизонтальная слегка размытая светло-зеленая полоса. При наклоне банкноты в направлении от себя к себе полоса перемещается от середины герба вверх или вниз, создавая видимость перекатывающегося ролика (эффект "Rolling Bar")
- Широкая защитная нить VFI выходит на поверхность лицевой стороны банкноты в виде большого фигурного окна ("Витражное окно"). При изменении угла рассмотрения в окне видны радужные переливы или темные повторяющиеся числа "1000", которые на просвет выглядят светлыми. С оборотной стороны банкноты элемент VFI имеет вид серой полосы с темными повторяющимися числами "1000", светлыми на просвет.
- Защитный элемент MVC (скрытый муаровый узор). Поле слева от изображения памятника Ярославу под прямым углом имеет равномерный голубоватый тон. В его нижней части расположен более темный элемент с желтыми и зелеными волнами. При рассмотрении банкноты под углом на всей площади поля становятся видимыми желтые и голубые волнистые линии, которые плавно переходят в желтые и зеленые волнистые линии на темном элементе.
- Многотоновый водяной знак в виде изображения головы памятника Ярославу на широком купонном поле дополнен филигранным светлым изображением числа "1000". На узком купонном поле водяной знак отсутствует.
- В правой части оборотной стороны банкноты помещена узорная полоса с использованием так называемого "двухмерного ирисового раската", для которого характерно плавное изменение цвета как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях. Участки плавного изменения цвета линий узора сочетаются с участками резкой смены цветов.
Печать рисунка на банкнотах
Для нанесения на денежную бумагу соответствующего рисунка требуется произвести целый ряд манипуляций: применяется несколько различных способов и технологий печати. Расскажем немного о том, что и как "рисуют" на купюрах. Дизайн банкнот - дело тонкое. Над этим работают многие люди от различных консультантов до профессиональных художников. Прежде чем будет напечатана партия банкнот, будет нарисовано несколько десятков эскизов разной степени детализации. Но мы сейчас несколько об ином.
Офсетная печать. Её используют для печати фоновой сетки, различных розеток и основного рисунка на мелких банкнотах. Используют краски трёх цветовых групп — синюю, красную и желтую. Обе стороны банкноты печатаются одновременно, современные печатные машины работают со скоростью до 8000 листов в час.
Высокая печать. Вручную делается гравюра на металле, которую преобразуют в металлическое клише, используемое потом для печати. Этот способ применяют для нанесения рисунка на крупные банкноты и мелких элементов на купюрах меньшего номинала.
Металлография. Способ глубокой печати: краска, заполняющая углубления в печатной форме, под большим давлением переносится на бумагу. При этом бумага вдавливается в углубления. Рисунок, выполненный металлографией, выступает над поверхностью бумаги, что определяется на ощупь и хорошо заметно при увеличении. Даже самые тонкие штрихи оттиска отличаются высокой четкостью.
Ирисовый раскат. Замечали плавное изменение цвета линий оттиска вдоль одной из сторон купюры? Это и есть ирисовый раскат. Ещё один уникальный способ - орловская печать. Основной признак такого оттиска – точное совмещение разноокрашенных элементов без разрывов и смещения линий. Орловская печать используется для нанесения орнаментов, защитных сеток, розеток и т.п.
Помимо собственно печати используются также тиснение, перфорация и нумерация. Всё это позволяет отслеживать обращение бумажных купюр, устанавливать их подлинность, а также контролировать износ и заменять старые банкноты новыми.
Список рекомендуемой литературы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- Коншин А.А. Защита полиграфической продукции от фальсификации.
- Маресин В.М. Защищенная полиграфия.
- Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Металлография".
- Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Ирисовая печать".
- Спасский И.Г. Русская монетная система. Историко-нумизматический очерк.