Первые трудности
Дети растут. Учатся ходить, осваивают новые игрушки, постепенно развиваются и растут на радость родителям. Развитие не бывает без трудностей и неудач, главное - обыграть эти ситуации таким образом, чтобы ребёнок вынес из них как можно больше пользы для себя.
Значительно проще искать в "неудачах" поучительный смысл, когда ребёнок уже, например, ходит в детский сад или в начальную школу. Первая двойка или первая размолвка с приятелем из-за машинки - тоже неудачи. И тут родители должны суметь развернуть ситуацию таким образом, чтобы ребёнок не вынес из неё только негативные эмоции, обращённые на себя.
Впрочем, самые первые трудности в жизни малышей нередко создают сами родители.
Образ неудач
Из всего вороха рекомендаций по воспитанию детей родители порой вычленяют либо неподходящие советы, либо применяют их в неподходящих ситуациях, забывая о том, что дети всё-таки мыслят совсем иначе.
Маленькие дети не знают многого об устройстве и логике этого мира и потому они раскрашивают картинки или собирают игрушку "пирамидка" так, как сами считают правильным. Большим словарным запасом они тоже не располагают: просто не выучили ещё много разных слов. И уже от родителей зависит, будут ли их дети останавливаться на "невозможно" или научатся искать разные варианты решения различных задач.
Нарисовал, например, малыш рисунок: трава - розовая, небо - жёлтое, облака - зелёные и вообще мир раскрашен совсем иначе, чем в реальности. Приносит показать маме или папе и слышит: "Ты нарисовал неправильно! Всё совсем не так". А дальше уже либо подробно объясняют, в чём ошибки юного художника, либо ведут его посмотреть в окошко и не менее подробно объясняют, что трава розовой не бывает.
При этом, опровергая существование розовой травы, родители упускают из виду, какие слова они используют. Говоря "неправильно", "неверно", "не так" родители, пусть и неосознанно формируют у ребёнка образ неудачи, негативный опыт.
Как отреагирует ребёнок - предсказать со стопроцентной уверенностью нельзя, но здесь вариантов не так уж и много: либо продолжит рисовать розовую траву, либо примет поучения взрослых и станет рисовать траву зелёной, накрепко запомнив слово "неправильно".
Один ребенок отреагирует на повторяющиеся неудачи спокойно, а другой начнет расстраиваться, переживать, нервничать.
Как обойти слово "неправильно"
Конечно, совсем без этих слов обойтись в жизни нельзя. Но всегда можно найти для ребёнка такую формулировку, которая не охладит его исследовательский или творческий порыв, а позволит указать на другие варианты развития ситуации.
Впрочем, психологи предлагают несколько вполне универсальных советов:
- Постарайтесь без особой нужды не использовать в разговоре с ребёнком слова "неправильно", "неверно", "не так", "ошибка". Особенно если ребёнок показывает вам что-то, сделанное самостоятельно. Эти слова способствуют формированию негативной самооценки. Впрочем, не только у детей.
- Если ребенок делает что-то, на ваш взгляд, неправильно, не стоит сразу его исправлять. Допустим, раскрасил траву в розовый или расположил кольца пирамидки по-своему. Похвалите его за проявленную самостоятельность мышления и необычный подход. Это гарантировано подтолкнёт его и дальше искать нестандартные решения. Хорошим ходом будет спросить у ребёнка, почему он сделал это именно так, а не по-другому. И, наконец, покажите, какие ещё способы решений существуют. Такой подход позволит ребенку в будущем самостоятельно искать различные варианты выполнения заданных действий.
- Подбирайте игры и задания для самостоятельных и совместных занятий соответственно его возрасту и возможностям. Дети, конечно, бывают разные, но слишком сложные задачи скорее оттолкнут ребёнка, равно как и излишне упрощать не рекомендуется. Развитие ребенка должно идти постепенно.
- Все дети, как уже неоднократно утверждалось, разные. Встречаются активные, любознательные и практически всегда позитивно настроенные, но встречаются и тревожные, излишне впечатлительные дети. С такими нужно быть внимательными и всячески стараться поддерживать их начинания. Порой они нуждаются в подсказке, помощи.
Если ваш ребёнок не очень уверен в себе и своих силах, старайтесь не критиковать его сверх меры и уж тем более не высмеивать: обидные замечания в случае неудачи скорее приведут к тому, что ребёнок ещё больше замкнётся в себе, а проявляемые способности останутся неразвитыми.
Возможно, применить эти советы на практике удастся не сразу, но попробовать стоит. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети выросли самостоятельными, гармонично развитыми личностями.