Дедушка Фрейд
Родился и вырос будущий великий психолог и психиатр в Моравии, входившей тогда в состав Австрийской империи, в 1856 году. Через три года после рождения Зигмунда его семья была вынуждена несколько раз переехать. В итоге Фрейды обосновались в Вене. Семья была многодетная и не очень обеспеченная, но Зигмунд Фрейд получил неплохое домашнее образование и сумел поступить в гимназию даже раньше положенного срока. Вообще будущий основатель психоанализа отличался тягой к знаниям и усердием в учёбе и потому домашние всячески поддерживали его начинания.
З.Фрейд серьёзно занимался литературой и философией. Много читал: Шекспир, Кант, Гегель, Шопенгауэр, Ницше. Кроме этого, был полиглотом: знал в совершенстве немецкий язык, изучал греческий и латынь, бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском. Обучаясь в гимназии, Зигмунд показал отличные результаты и быстро стал первым учеником в классе, закончив обучение с отличием в возрасте семнадцати лет.
Несмотря на блестящие способности, выбором профессий молодой человек похвастаться не мог: будучи евреем, он мог выбирать лишь между коммерцией, промышленностью, юриспруденцией и медициной. Первые два варианта были отвергнуты сразу, юриспруденция также не смогла полностью захватить интересы, а вот медицина привлекла внимание будущего психолога и психиатра, особенно после того, как он услышал на одной из лекций Гёте эссе мыслителя под названием "Природа".
Выбор был сделан в пользу медицины, хотя Фрейд, как ни странно, интереса к этой сфере никогда не испытывал, а уже в зрелом возрасте откровенно признавался, что чувствовал себя "не в своей тарелке" и не считает себя настоящим врачом. Как бы то ни было, свой след в истории психологи и психиатрии он оставил навсегда.
Зарождение и развитие психоанализа
В 1885 году Фрейд выиграл конкурс на обучение в Париже у знаменитого врача-психиатра Жана Шарко и осень отбыл во Францию. Шарко изучал причины и лечение истерии. В частности, основным трудом невролога было исследование применения гипноза. В Париже Фрейд увлечённо занимался невропатологией, изучая различия между пациентами, пережившими паралич вследствие физической травмы, и теми, у которых симптомы паралича проявились по причине истерии. Фрейду удалось установить, что истерические пациенты сильно различаются по степени тяжести паралича и местам травм, а также выявить (не без помощи Шарко) наличие определённых связей между истерией и проблемами сексуального характера.
В феврале 1886 года Фрейд вернулся на родину, женился и занялся частной практикой и самостоятельными исследованиями. В период между 1892 и 1895 годами учёный начал поиск метода лечения, который был бы более эффективен, чем гипноз. Фрейд стремился уйти от гипноза, его главной целью было внушить пациенту, что он обязательно должен вспомнить ранее имевшие место в его жизни события и переживания в нормальном, а не гипнотическом состоянии.
В результате поисков Зигмунд Фрейд пришёл к идее использовать всю ту информацию, который клиенты сообщали о себе в диалогах с ним, в качестве ключа к пониманию их психики. Позднее эта методика получила название "метод свободных ассоциаций" и стала основной в работе Фрейда с пациентами.
Суть техники свободных ассоциаций заключается в следовании правилу, согласно которому пациенту предлагается свободно, без утаивания высказывать свои мысли на предложенную психоаналитиком тему, не пытаясь при этом сосредоточиться. Таким образом, согласно теоретическим положениям Фрейда, мысль будет неосознанно двигаться в сторону того, что значимо и/или беспокоит, преодолевая сопротивление вследствие отсутствия сосредоточенности.
По мнению Фрейда, любая появляющаяся мысль не является случайной — она всегда есть производное от процессов, происходивших и происходящих с пациентом. Любая ассоциация может стать принципиально важной для установления причин возникновения заболевания. Применение данного метода позволило полностью отказаться от использования гипноза на сеансах и, по словам самого Фрейда, послужило толчком к становлению и развитию психоанализа.
Как ни странно, особой популярности фрейдовский психоанализ на первых порах не завоевал. Более того, многие коллеги Фрейда крайне отрицательно отозвались о его методике и даже прекратили общение с ним. Впрочем, это не помешало многим другим проникнуться высказанными учёным идеями.
Психоаналитическое сообщество
Несмотря на отрицательную реакцию, поступившую после выхода в свет книги "Толкования сновидений", в которой Фрейд высказал предположение о том, что сновидения имеют явное и скрытое содержание, постепенно формировался круг единомышленников. Фрейда стали изредка принимать в психиатрических кругах, иногда используя его техники в работе; медицинские журналы начали публиковать рецензии на его труды.
С 1902 года учёный регулярно принимал в своём доме заинтересованных в развитии и распространении психоаналитических идей врачей, а также художников и писателей. Начало еженедельных собраний было положено одним из пациентов Фрейда — Вильгельмом Штекелем, который ранее успешно завершил у него курс лечения от невроза.
Сформировавшийся клуб получил название "Психологическое общество по средам", его собрания проводились вплоть до 1908 года. За шесть лет общество обзавелось достаточно большим количеством слушателей, состав которых регулярно менялся. 15 апреля 1908 года общество было реорганизовано и получило новое название "Венское психоаналитическое объединение".
В том же 1908 году состоялся официальный психоаналитический конгресс в Зальцбурге, занявший всего один день, но ставший в действительности первым международным событием в истории психоанализа. Среди выступавших, помимо самого Фрейда, было 8 человек, представивших свои работы, а сама встреча собрала всего 40 с небольшим слушателей.
Буквально через 2 года в созданном сообществе наметился раскол, обострившийся в 1910 году после проведения второго психоаналитического конгресса, состоявшегося в Нюрнберге 30—31 марта 1910 года. Несмотря на раскол, Зигмунд Фрейд продолжал развивать свои основные идеи и вполне успешно. База нового направления в психологии и психиатрии была заложена и вполне успешно проверена на практике, что позволяет психоанализу и сегодня успешно существовать, развиваться и совершенствоваться.