Прародительница правовых систем
Общество на всех этапах своего развития стремилось урегулировать внутренние и внешние отношения. И потому составлялись всевозможные списки правил и норм, которые в итоге оформились в современное законодательство.
Всем известно, что первые записанные законы появились ещё в древнем Вавилоне, Афинах и прочих античных культурных и политических центрах. Но только Римское право не просто вошло в историю, но и стало основой современного права, заложив его надёжный фундамент и став образцом или прообразом для многих правовых систем существующих сегодня государств.
Под термином "римское право" понимают не только правовую систему, которая сформировалась в Древнем Риме и развивалась до падения Византийской империи, а также отрасль правовой науки, занимающуюся её изучением.
Истоки римского права
Первые указания на существование правовых норм в Древнем Риме зафиксированы в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Источниками писанного права Рима являются законы римских царей. В числе прочих, самым значимым называют Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum). В его состав вошли некоторые из законов Солона, а относится этот Свод к середине 5 века до н.э. Что характерно, уже через два столетия, в 3 веке до н.э. римское судебное право окончательно отделилось от религиозного права, довольно долго регулировавшего общественные отношения в Древнем Риме.
Развитию и становлению римского права способствовали и политические реформы, проводимые в те годы. Так важной датой является 367 год до н.э. - именно тогда была введена должность претора. Автором этого законопроекта был Цивилий Цекс. Должность претора была выборной, срок её замещения составлял всего лишь 1 год, а обязанностью избранного на этот пост было составление "преторских эдиктов". В этих документах преторы излагали своё понимание принципов правоприменения и отношение к этому.
Претор наделялся правом в меру необходимости восполнять пробелы в существующих источниках права, а также признавать старые законы несоответствующими современным реалиям. Именно это "преторское право" внесло значительный вклад и оказало огромное влияние на развитие Римского права.
Из дошедших до нас письменных памятников римского права единственным полнотекстовым, содержащим цельное описание древнеримской научной правовой системы, являются Институции Гая, относящиеся ко 2 веку н.э. В числе источников права, одобренных императорами, можно назвать суждения Папиниана, Ульпиана, Модестина и Павла - они были рекомендованы для использования судьями при вынесении вердиктов. Дольше всего основным писанным источником права были Дигесты Юстиниана.
Основной принцип римского права: государство - результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам.
Разделы римского права
Римское право подразделялось на 5 основных отраслей. До сегодняшнего дня "сохранились" не все из них. Рассказываем о каждом в отдельности.
- Jus publicum или Публичное право. Его составляют те нормы, которые составлены для охраны интересов общества в целом. Именно они определяют правовое положение государства и его органов. Публичное право можно охарактеризовать следующим образом: его нормы не могут быть изменены соглашением частных лиц и потому являются обязательными. В структуре публичного права выделяют три подраздела:
- права и обязанности чиновников,
- права и обязанности священников,
- уголовное право.
- Jus privatum - Частное право. Связано с нормированием и регулированием отношений, касающихся частной собственности.
- Jus civile, Jus Quiritum (право Римских граждан (квиритов)) - Гражданское право. Субъектами этого права являлись квириты (граждане Рима) и другие латины. Этот раздел римского права сформировался в эпоху Республики в Риме. Источниками гражданского права послужили юридические обычаи Древнего Рима (например,Свод законов двенадцати таблиц), а также законы, принятые Народным Собранием.
- Jus gentium - Право народов. Формирование этого раздела римского права было вызвано необходимостью разрешать споры между гражданами Рима и империи и иностранцами. Во многом эти правовые нормы были заимствованы от покоренных и союзных народов. Источниками jus gentium служили эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев. Потребность в Праве народов отпало в 212 году, когда император Каракалла наделил гражданством всех жителей Римского государства. Именно из этого раздела древнего права позднее сформировалось современное международное право.
- Jus honorarium или Почётное право. Система возникла во второй половине 2 века до н.э. и представляла собой совокупность новшеств, введенных преторами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил.
Законотворчество во времена Республики в Риме состояло из трёх этапов. Правом законодательной инициативы обладал каждый магистрат, в основные обязанности которого входила охрана правопорядка. Проект предлагаемого закона вывешивался на Римском форуме и римляне могли ознакомиться и обсудить его. Если появлялись предложения по внесению поправок, то их сразу передавали магистрату.
Затем народное собрание общим голосованием принимало или отклоняло законопроект. Сенат, как исполнительный орган Рима, осуществлял проверку процедуры принятия, при отсутствии нарушений закон вступал в силу. Некоторое время эта процедура с той или иной долей фикции сохранялась и в Римской империи. Затем законотворческая функция укрепилась в руках императора при некотором участии сената.
Закон имел постоянную структуру и состоял из:
- praescriptio — вводной части, описывавшей мотивы принятия, имя составившего закон магистрата и дату принятия.
- rogatio — основной части, содержавшей функциональную часть закона.
- sanctio — санкции, указывавшей ответственность за нарушение норм, установленных законом.
Распад Римской империи не уничтожил многовековые традиции и потому правовые нормы, использовавшиеся прежде, вполне успешно прижились на новой почве, а со временем трансформировались, став основой для правовых систем других государств.