Время прочтения статьи
Текущий рейтинг статьи 4.0 4.0
Количество прочтений 23700
Дата добавления 2013-06-11
Батискаф. Автор-изобретатель, строительство, устройство, сфера применения

Что такое батискаф

Заглянуть в подводный мир и познать его тайны человечеству хотелось всегда. Первый шаг в этом направлении был сделан с изобретением акваланга Жаком Кусто. Но глубина погружения с аквалангом довольно ограничена, а хочется узнать ещё больше и погрузиться ещё глубже. Вот тогда и возникла идея создания специального аппарата для глубоких погружений.

Кто придумал батискаф

Возможностью погрузиться на дно морское исследователи подводных глубин обязаны швейцарскому учёному-изобретателю Огюсту Пиккару. Будучи профессором физики в университете Брюсселя, Пиккар активно занимался исследованиями атмосферы, приняв активное участие в подготовке и осуществлении нескольких полётов на стратостатах.

Первый полёт состоялся 27 мая 1931 года с площадки в Аугсбурге, его участником, кроме Огюста Пиккара, стал Пауль Кипфер. Учёные впервые в истории поднялись в стратосферу. Высота, которой им удалось достичь составила 15 785 метров.

Второй полёт состоялся в 1932 году, 18 августа. На этот раз в полёт с Пиккаром отправился Макс Козинс. Стратостат старт был произведён из Цюриха, а достигнутая высота составила 16 200 метров. Всего Огюст Пиккар принял участие в 27 полётах, достигнув максимальной высоты 23 000 метров.

К середине 1930-ых годов Пиккар пришёл к мысли о возможном использовании баллона с герметичной гондолой (именно так выглядели стратостаты) для исследования недоступных человеку океанских глубин. Увы, начавшаяся Вторая Мировая война не позволила ему довести до логического завершения разработки, начатые в 1937 году.

Пиккар вернулся к ним в 1945 году, когда война закончилась. Получившийся в итоге аппарат назвали батискафом, образовав слово от греческих корней со значением "глубокий" и "судно". Выглядело творение Пиккара следующим образом: герметичная стальная гондола для экипажа, к которой крепился большой поплавок, для обеспечения плавучести наполненный бензином. Чтобы можно было всплыть после погружения использовалось несколько тонн стального балласта. Балласт во время погружения удерживали электромагниты. Такая конструкция обеспечивала всплытие батискафа даже в случае возможного отказа оборудования.

Первые глубоководные аппараты

Первый батискаф получил кодовое название FNRS-2, его испытания состоялись в 1948 году, а уже два года спустя аппарат был передан французскому флоту. До 1954 года на FNRS-2 провели несколько доработок. В итоге батискаф с экипажем на борту совершил погружение на глубину 4 176 метров.

Следующим аппаратом, над которым Огюст Пиккар работал уже совместно со своим сыном Жаком, стал батискаф "Триест", собранный на верфях итальянского города Триеста, в честь которого и был назван. Именно на этом аппарате Жак Пиккар совместно с лейтенантом ВМС США Доном Уолшем совершили первое в истории погружение на дно Марианской впадины - глубочайшего места в мировом океане. Исследователем покорилась глубина 10 916 метров.

Собственно батискафов (с бензиновым поплавком) в истории насчитывается всего пять, два из них (FNRS-2 и "Триест" ) были сконструированы Огюстом Пиккаром. Прочие прибыли созданы в США ("Триест-2"), Франции ("Архимед") и СССР ("Поиск-6").

История дальнейших подводных исследований связана уже с глубоководными обитаемыми аппаратами, которые формально не являются батискафами, так как в их конструкции отсутствует поплавок, наполненный бензином. Об одном из этих аппаратов и пойдёт речь дальше.

Глубоководные аппараты "Мир"

Аппаратов вообще существует два. Сегодня оба используются Российской Академией Наук и базируются на борту научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш". История аппаратов "Мир" началась в начале 1980-х, когда академия наук СССР решила получить в своё распоряжение аппараты для глубоководных исследований.

Создать такие аппараты на территории СССР возможности не было и была предпринята попытка заказать их за рубежом. В результате этого возник дипломатический кризис, между США и Советским Союзом. Возник он в связи с международным договором, согласно которому ряд стран, в том числе Канада, с которой первоначально велись переговоры о строительстве аппарата, не имеют права "экспортировать передовые технологии в СССР".

В итоге строительство аппаратов "Мир" производилось в Финляндии. Однако и в этом случае не обошлось без дипломатических неурядиц. Как бы то ни было, аппараты в итоге не только были построены, но и успешно введёны в эксплуатацию.

Идея аппаратов и их разработка - полностью заслуга советских учёных и конструкторов. Аппараты "Мир" были изготовлены в 1987 году финской компанией Rauma Repola (Раума Репола) и установлены на базовом судне. Базовое судно - "Академик Мстислав Келдыш" - сошло со стапелей финской верфи Hollming в городе Раума в 1981 году. Сегодня судно и аппараты принадлежат Институту океанологии им. П.П. Ширшова РАН.

Устройство "Мира"

Корпус аппарата - сферическая гондола, изготовленная из мартенситовой, сильно легированной стали, с содержанием никеля, составляющим 18%. В качестве силовой установки используются никель-кадмиевые аккумуляторы 100 кВт*ч.

На борту предусмотрены места для трёх членов экипажа: пилота, инженера и ученого-наблюдателя. Наблюдатель и инженер лежат на боковых банкетках, пилот сидит или стоит на коленях в нише перед приборной доской. Предусмотрена и система аварийного спасения.

Сфера применения

Предельная глубина, доступная аппаратам "Мир" составляет 6 000 метров. Это позволяет проводить исследования, ориентированные на различные результаты. К примеру, аппараты использовались для обследования места затопления подводной лодки "Комсомолец".

С момента ввода в эксплуатацию и до 1991 года аппараты "Мир" приняли участие в 35 исследовательских экспедициях в Тихом, Атлантическом и Индийском океанах. Уже после распада СССР аппараты "Мир" использовались для исследования озера Байкал, состоялась эта экспедиция в 2008 году. В 2011 году аппараты работали в Швейцарии на исследованиях Женевского озера.

Список рекомендуемой литературы

  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Батискаф".
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Глубоководный обитаемый аппарат "FNRS-2"
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Триест (батискаф)"
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Мир (глубоководные аппараты)".
  • Юрнев А.П. Необитаемые подводные аппараты.

Оцените публикацию

Источник: Поэтому.Ру
Комментариев: 10
Текущий рейтинг: 4.0.
Голосов: 7

Отзывы и комментарии

avatar
10 • 22:56, 2013-06-29
Оказывается, батискаф такое старое, но в тоже время неповторимое изобретение. В эпоху прогресса ничего лучше то и не придумали surprised
avatar
9 • 00:18, 2013-06-25
Исследовать мировой океан практически невозможно потому что там огромное давление .Такое устройство как батискаф позволяет опускаться на большую глубину, я считаю что нужно выпускать побольше батискафов для учёных.
avatar
8 • 09:18, 2013-06-18
Постоянно говорят о слабой исследованности океана, и в то же время, практически не занимаются строительством батискафов.
avatar
7 • 16:29, 2013-06-17
Да, батискаф остается пока единственным средством, для исследования человеком предельных глубин океана. Не могу даже вообразить, как батискаф может передвигаться на огромной глубине, где давление воды приблизительно достигает тонны на квадратный сантиметр. dry
avatar
6 • 14:45, 2013-06-17
Сейчас современные батискафы вовсе не похожи на своих предшественников, стали более компактные. Наверное Пиккар не мог и подумать про это?
avatar
4 • 14:03, 2013-06-14
Мне очень понравилась данная статья, так как я очень люблю плавать на глубине. Но есть одна неточность. Дело в том, что подводную лодку изобрел наш отечественный умелец Ефин Никонов при Петре I.
avatar
5 • 18:02, 2013-06-14
Иван, несомненно у батискафа и подводной лодки есть много общего. Но сфера применения у них совершенно разная: батискафы предназначены для использования в мирных целях, подлодки - военная техника стратегического назначения.

А про подводные лодки и их историю мы обязательно расскажем. Спасибо, что читаете!
avatar
3 • 11:56, 2013-06-13
Неслабая широта интересов была у Огюста Пиккара - от неба и до глубин... Впрочем, без знаний о стратостатах он, возможно, не смог бы сделать и батискаф.
avatar
2 • 13:28, 2013-06-12
Исследование океанских глубин очень похоже на исследование космоса. Из-за колоссального давления подводный мир становится крайне недоступным. И хорошо, что у человечества имеются в руках батискафы - инструменты для изучения подводных тайн.
avatar
1 • 11:55, 2013-06-12
Исследователи океанских глубин - невероятно смелые люди. Многим даже не представить себя, запертым в миниатюрном суденышке, окруженным огромной толщей воды.
avatar

Читайте также

Копирование любых материалов без ссылки на сайт www.poetomu.ru запрещено законом и преследуется профессиональными юристами совместно с органами прокуратуры и судами
© 2012—2024 Поэтому.ру Современная энциклопедия и познавательный журнал
Этот замечательный сайт изготовлен студией Ариф