Мода на крепостной театр
В 18 веке в России театр был необычайно популярен. Богатые помещики обучали особенно талантливых крепостных крестьян и в своём крепостном театре ставили спектакли на радость себе и для развлечения соседей.
Нередко среди артистов таких театров встречались действительно талантливые люди. Таким крепостным жилось несколько проще: их могли по воле барина частично освободить от работы, иногда они получали подарки от барина или даже от его гостей.
Одним из лучших крепостных театров того времени был у Петра Борисовича Шереметьева. Располагался театр в подмосковной усадьбе Шереметьева Кусково. Здесь и начинается эта история.
Крепостная актриса и молодой граф
Прасковья Ковалёва, дочь крепостного кузнеца графов Шреметьевых, родилась 20 (31) июля 1768 года в деревне Березино Ярославской губернии. Детство у будущей актрисы было самое обычное, крестьянское. Девочка пасла коров, помогала матери - ничего необычного.
И вышла бы Прасковья замуж за какого-нибудь крестьянина, если бы она не оказалась обладательницей замечательного голоса. В наши дни голос Ковалёвой называли бы лирико-драматическим сопрано. А тогда её взяли на воспитание в барскую усадьбу Кусково. Маленькой Прасковье было чуть больше шести лет, когда её начали обучать сценическому мастерству, танцам, музыке, игре на арфе и клавесине, иностранным языкам.
А в 1774 году из Европы вернулся сын графа Шереметьева - Николай Петрович Шереметьев. Молодому человеку было 22 года и он был полон самых разнообразных и довольно амбициозных планов. Начать молодой граф решил с фамильного домашнего театра и как раз тогда познакомился с Прасковьей.
Николай Петрович был невероятно впечатлён её чудесным голосом и угадал в шестилетней девочке немалый талант и загорелся желанием поскорее вывести Прасковью на сцену и дать ей лучшие роли.
В 11 лет Прасковья дебютировала в маленькой роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы» под сценическим псевдонимом Горбунова 22 июня 1779 года. А через год стала Жемчуговой: графу пришла идея сменить неблагозвучные крестьянские фамилии своих актрис на псевдонимы, производные от названий драгоценных камней – Жемчугова, Бирюзова, Гранатова.
Молодой граф выделял Жемчугову среди прочих актрис театра, а вскоре заинтересовался ею и как женщиной. В 1787 году 19- летняя Прасковья сыграла в шереметьевском театре свою знаменитую роль влюблённой в опере "Самнитские браки".
На спектакле в усадьбе в тот вечер присутствовала сама императрица Екатерина II. Её величество была восхищена мастерством Жемчуговой и пожаловала крепостной актрисе бриллиантовый перстень со своей руки. Так Прасковья Жемчугова стала примой шереметьевского театра.
Развитие отношений
В 1788 году старый Шереметьев скончался и Николай Петрович, будучи убит горем, как сказали бы в те времена, закуролесил. Пока наследник фамилии горевал, дела в имении шли не очень успешно. Особенно в театре, которым граф занимался, можно сказать, лично.
И здесь довольно неожиданно проявила ещё один свой талант Прасковья Жемчугова: она взяла управление делами барского театра в свои руки, а затем сумела привести в чувство Николая Петровича, убедила заняться наконец делами. С тех пор актриса получила довольно большое влияние на графа и стала для него надёжной опорой и близким человеком.
Граф стал практически всё время проводить в Кусково, живя с Жемчуговой гражданским браком. Чем дальше, тем сильнее граф убеждался, что жениться на одной из дам своего круга у него нет ни малейшего желания.
Павел I и тайное заключение брака
В декабре 1796 года влюбленные воспрянули духом: на престол взошел Павел I и появилась надежда, что друг детства (а Павел I и правда какое-то время рос вместе с Николаем Петровичем) даст графу разрешение на заключение брака.
Приезд императора надежд не оправдал: он пробыл в имении около часа и объявил графу Шереметьеву о назначении того на должность обер-гофмаршала. Граф был вынужден переехать в Санкт-Петербург вместе со слугами. Также он перевёз в столицу и свой крепостной театр.
Климат Петербурга изрядно подорвал здоровье Прасковьи Жемчуговой - она практически потеряла голос и тяжело заболела. Это вынудило графа покинуть столицу и распустить свой театр, назначив актрисам приданое.
В это же время Николай Петрович решает наконец заключить брак с любимой женщиной. В связи с тем, что разрешения на это он так и не получил, граф заказал документы, якобы свидетельствующие о происхождении Прасковьи из рода польских дворян Ковалевских: будто её предок Якуб в конце 17 века попал к русским в плен и оказался крепостным Шереметьевых. Затем, в декабре 1798 года граф дал вольную Прасковье и её семье. Слухи поползли ещё сильнее.
Женитьба состоялась в Москве, тайно, 6 ноября 1801 года. Свидетелями были известный историк Александр Малиновский - со стороны жениха, а свидетельницей невесты – актриса Татьяна Шлыкова (Бирюзова). После этого супруги уехали сначала в Петербург, а затем в графское имение.
Семейная жизнь и рождение наследника
Семейная жизнь супругов была недолгой, но всё же счастливой. Вскоре после свадьбы Прасковья Жемчугова забеременела. Это сильно подорвало её и без того хрупкое здоровье, однако 3 февраля 1803 года Прасковья родила сына и назвала его Дмитрием. Увы, после родов Прасковья слегла окончательно и, проболев почти месяц, скончалась.
Николай Шереметьев пережил супругу на шесть лет. Всё это время он жертвовал значительные суммы на благотворительность. В частности, на средства Шереметьева был построен в Москве странноприимный дом, в здании которого сегодня располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского.
Сын Николая Петровича и Прасковьи Жемчуговой был взят на воспитание супругой Павла I. Он получил подобающее воспитание и по достижении совершеннолетия вступил в права наследства. В декабре 1825 года Дмитрий Николаевич после выступления декабристов, попал в немилость к Николаю I, но с Александром II он был дружен. В августе 1856 года Александр II, приехав в Москву на коронацию, остановился у него в Останкинском дворце и именно здесь подписал проект указа об отмене крепостного права в России.