Звукозапись
Звукозапись - это процесс сохранения звуковых колебаний в диапазоне 20—20 000 Гц на каком-либо носителе с помощью специальных приборов.
К счастью, многие из нас не лишены слуха и потому могут слышать и шум дождя, и ворчание соседской бабули и раскаты грома, и прочие голоса и звуки окружающего нас мира.
Всевозможные механизмы, способные воспроизводить музыку, появились ещё в средние века. Шарманки, музыкальные шкатулки и даже часы с музыкальным боем - куранты - всё это первые шаги. Но вот до момента, когда стало возможным записать человеческую речь и прослушать её, шагать и шагать пришлось очень долго.
Вплоть до 1877 года, когда Томас Эдисон изобрел звукозаписывающий аппарат - фонограф, впервые позволивший записать звук человеческого голоса.
Принцип работы фонографа
Для механической записи и воспроизведения звука Эдисон применил валики, покрытые оловянной фольгой. Такие фоновалики представляли собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной 12 см.
В первом фонографе вращение металлического валика осуществлялось с помощью рукоятки. Он с каждым оборотом перемещался в осевом направлении за счет винтовой резьбы на ведущем вале. На валик накладывалась оловянная фольга (станиоль). К ней прикасалась стальная игла, связанная с мембраной из пергамента. К мембране был прикреплен металлический конусный рупор. При записи и воспроизведении звука валик приходилось вращать вручную, не быстрее чем один оборот в минуту.
При вращении валика в отсутствие звука игла выдавливала на фольге спиральную канавку постоянной глубины. Когда же мембрана колебалась, игла вдавливалась в олово в соответствии с воспринимаемым звуком, создавая канавку переменной глубины. Так был изобретен способ "глубинной записи".
В качестве первого опыта звукозаписи Эдисон пропел первую строфу детской песенки "У Мери была овечка". Всё прошло удачно. Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: "Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза".
В 1885 году американский изобретатель Чарльз Тейнтер (1854-1940) разработал графофон - фонограф с ножным приводом (как у ножной швейной машинки) - и заменил оловянные листы валиков восковой массой. Эдисон выкупил патент Тейнтера, и для записи вместо валиков с фольгой стали применять съемные восковые валики.
В практически неизменном виде фонограф просуществовал несколько десятков лет. Как аппарат для записи музыкальных произведений он перестал выпускаться в конце первого десятилетия 20 века, но еще практически 15 лет использовался в качестве диктофона. Валики к нему выпускались вплоть до 1929 года.
Эпоха дисков
В 1887 году, 26 сентября, Эмиль Берлинер получил патент на изобретение граммофона. От эдисоновского фонографа устройство отличалось тем, что восковые валики были заменены пластинками. причём с них можно было делать копии.
Старейшей грампластинкой в мире теперь считается звукозапись, которая была сделана в 1860 году. Она была обнаружена 1 марта 2008 года в парижском архиве и её даже сумели воспроизвести. Это звуковая запись народной песни, сделанная французским изобретателем Эдуардом-Леоном Скоттом де Мартенвилем с помощью устройства, в 1860 году называвшегося им "фоноавтограф".
Длительность записи составляет всего лишь 10 секунд и представляет собой отрывок из французской народной песни. Фоноавтограф процарапывал звуковые дорожки на листе бумаги, вычерненном дымом от масляной лампы.
Пластинки пережили несколько этапов своей истории. Вот некоторые любопытные факты.
- Первые пластинки имели диаметр 6,89 дюймов и назывались пластинками 7 дюймов (7") или 175 мм. Это старейший стандарт и появился он на заре развития звукозаписи: в начале 1890-х годов. В первые лет 20 своего существования грампластинки имели высокую скорость вращения и большую толщину дорожки. Это отражалось на длительности звучания - всего навсего 2 минуты на одной стороне.
- В 1903 году, благодаря разработкам фирмы "Одеон", грампластинки стали двусторонними. В этом же году стали появляться и пластинки другого диаметра: первые 11,89 или 12 дюймовые (12″) грампластинки диаметром 300 мм. До начала 10-х годов 20 века на них выпускали в основном отрывки из произведений музыкальных классиков: на них помещалось в общей сложности до пяти минут звучания.
- Третьим, наиболее популярным, стал размер 10 дюймов (10") или 250 мм. На этих пластинках помещалось в полтора раза больше материала, чем на стандартную в семидюймовую. Вот только долговечностью они не отличались и порой, чтобы продлить жизнь любимых произведений, на некоторые пластинки записывали с обеих сторон одну и ту же дорожку.
20-е годы прошлого века - первая революция в мире грамзаписи. Именно тогда вместо записи через рупор стали пользоваться электроакустическим методом — записывать через микрофон. За счёт уменьшения искажений частотный диапазон расширился с 150-4000 до 50-10000 Гц.
Следующим прорывом стал выпуск так называемых "долгоиграющих" пластинок. Сделала это в 1948 году крупнейшая по тем временам и одна из старейших фирм грамзаписи в США "Columbia". Долгоиграющие пластинки предназначались для электроакустического воспроизведения с помощью электропроигрывателей, электрофонов, а впоследствии и более компактных радиол.
Полоса записываемых частот была в очередной расширена: от 50 до 16 000 Гц, тембр звука полностью сохранялся, а кроме этого динамический диапазон записи увеличивался до 50-57 дБ, снизился уровень шумов.
В СССР первая долгоиграющая грампластинка была выпущена в 1953 году. В том же году в мире появились долгоиграющие пластинки (33 об/мин) с переменным шагом записи, позволившие увеличить длительность записи ещё на 30 %. В СССР такие пластинки стали выпускаться только с 1956 года.
Сегодня электропроигрыватели уже не выпускают, да и пластинки пачками выносят на улицу, как ненужный хлам или просто сдают в какой-нибудь музей. Остаётся надеяться, что хотя бы в музеях они будут сохранены как можно дольше и будущие поколения смогут познакомиться с этим этапом развития звукозаписи не только по картинкам.