Кругосветное плавание
Чтобы совершить кругосветное путешествие, нужно один раз обогнуть земной шар и вернуться в пункт отправления. Причём кругосветным будет считаться как путешествие, совершённое в ходе плавания по всем морям и океанам планеты, так и путешествие вокруг одного из полюсов по окружности небольшого радиуса.
Несмотря на такую дивную возможность схитрить, кругосветным путешествием, и уж тем более кругосветным плаванием, можно будет похвастаться только в том случае, если вы не только пересекли все меридианы, но и сделали это по большой окружности. Длина пройденного пути составит примерно 37 000 километров.
Кругосветное плавание - один из наиболее популярных способов обогнуть земной шар и это совершенно не удивительно: корабли появились гораздо раньше автомобилей, дирижаблей, самолётов и прочих средств передвижения, доступных человеку в наши дни.
Путешествие Магеллана
Вспоминаем школьные годы чудесные и уроки географии, на которых нам рассказывали о тех, кто совершил хотя бы одно кругосветное путешествие. Первым, конечно же, называют имя Фернана Магеллана. К тому времени, когда Магеллан собрался в плавание, турецкая армия взяла Константинополь, а Колумб - открыл Америку.
По сути, Магеллан хотел достичь цели, которую ставил перед собой Колумб: достичь Азии, всё время двигаясь на запад. После открытия Нового Света колонизаторы довольно быстро поняли, что это не Азия. Многие всерьёз считали, что желанный континент лежит недалеко от Америки. Главное - добраться туда.
При планировании экспедиции большое значение придавалось расчётам астронома Руя Фалеру, которые на поверку оказались весьма далёкими от точности. В итоге, Магеллан принял практически всю ответственность на себя.
В итоге были снаряжены пять кораблей. Запас взятого на борт продовольствия был рассчитан на два года. Число участников экспедиции (согласно штатному расписанию) не должно было превысить 230 человек, фактически же их было около трёх сотен. Три из пяти кораблей были под командованием испанских вельмож, которые были крайне недовольны лидерством Магеллана в экспедиции и даже сговорились избавиться от него при удобном случае. Был даже поднят мятеж, впрочем, оказавшийся неудачным.
21 октября 1520 года корабли вошли в пролив между южной оконечностью Американского материка и островами, впоследствии получившими название Огненная Земля. 28 октября корабли успешно миновали узкий пролив, позднее названный в честь Магеллана, и вышли в Тихий океан.
Путешественники не рассчитывали, что океан окажется таким большим и с середины января стали испытывать большие трудности с провиантом. После трёхмесячного плавания, сильно подорвавшего состояние и без того потрёпанных кораблей и их команды, суда вышли наконец к островам Филиппинского архипелага.
7 апреля 151 года Магеллан погиб в вооружённом столкновении с местными жителями на острове Себу. Не поздоровилось и многим из офицеров флотилии и корабли спешно отплыли в сторону Молуккских островов. Там обнаружилось, что португальцы могут запросто арестовать суда и корабли вновь вышли в море. В итоге из всей флотилии в родной порт вернулась только "Виктория", на борту которой находилось всего 18 человек, оставшихся в живых.
Вообще Магеллан не планировал совершать кругосветку. Это плавание было исключительно коммерческим, но море и судьба распорядились по-своему.
Плавания Френсиса Дрейка
Сэр Фрэнсис Дрейк - личность по истине легендарная. Будучи сыном фермера, старшим из 12-ти детей, он сделал невероятную карьеру: стал вице-адмиралом королевского флота и рыцарем. И даже тот факт, что человек, принесший в британскую казну невероятные деньги, добыл их банальным пиратством, ничуть не портит его историю.
В 18 лет юноша получил в наследство от своего дядюшки корабль и стал самостоятельным капитаном. Первое время судно под командованием Дрейка занималось работорговлей. Во время одной из таких экспедиций, большая часть участвовавших кораблей была потоплена испанцами. Дрейк и Хокинс обратились к британскому монарху за компенсацией, но им отказали. После этого Дрейк заявил, что сам возьмёт у испанского короля всё, что сможет. И занялся пиратством.
В первую же свою экспедицию он наведался в один из городов Панамского перешейка, затем взял несколько судов прямо на рейде Картахены, а в довершение всего захватил испанский караван, перевозивший около 30 тонн серебра. Удовлетворившись на первый раз, Фрэнсис Дрейк вернулся в Плимут не только богатым, но и знаменитым.
15 ноября 1577 года началось путешествие, ставшее в итоге кругосветным. По приказу королевы Елизаветы I, Дрейк отправился к тихоокеанскому побережью Америки. По официальной версии, экспедиция была снаряжена для открытия новых земель. По факту - Дрейк продолжал грабить испанцев.
В ходе этого плавания Дрейк на судне "Пеликан" вместе с ещё тремя кораблями прошёл вдоль восточного побережья Южной Америки вплоть до Огненной Земли. Там его застал шторм и отбросил корабли южнее. Это происшествие позволило установить, что Огненная Земля всё-таки остров.
В итоге Дрейку на "Пеликане" удалось выйти в Тихий океан. Пролив между Огненной Землёй и Антарктидой получил его имя. А корабль был переименован: после выхода в Тихий океан он стал "Золотой ланью". Дрейк продолжил плавание и прошёл вдоль западного побережья Южной Америки на север, примерно до широты современного Ванкувера.
Там он сделал остановку, после которой повернул к Молуккским островам. Обогнув Африканский континент, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года. На борту "Золотой лани" было добычи на 600 000 фунтов стерлингов, что по тем временам равнялось двум годовым бюджетам королевства. После этого Фрэнсис Дрейк был удостоен рыцарского звания.
Совершили кругосветное путешествие и российские исследователи. Но это уже совсем другая история, которую мы расскажем в одном из следующих материалов. Следите за новостями.
Список рекомендуемой литературы
- Большая Советская Энциклопедия
- Антонио Пигафетта. "Путешествие Магеллана".
- Субботин В.А. "Великие открытия. Колумб. Васка да Гама. Магеллан".
- Малаховский К.В. "Кругосветный бег "Золотой лани".
- Губарев В.К. "Фрэнсис Дрейк".