Один из семи
Древний грек хорошего происхождения, первый афинский поэт и незаурядный политик - Солон оставил в веках память о себе. Как часто случается, когда речь идёт об античных деятелях, точные годы его жизни нам неизвестны, а примерные даты рождения и смерти: между 640 и 635 — около 559 до н.э.
Как уже было сказано, Солон был афинянином и в молодые годы стал довольно известной личностью благодаря своим поэтическим талантам. Впрочем, творчество его носило вполне выраженную политическую окраску и потому карьера его развилась в итоге именно в этой области.
Началом её была поездка на Саламин во время войны с Мегарами, вполне успешно завершившаяся. К 594 году до н.э. Солон стал самым влиятельным и авторитетным афинским политическим деятелем и был избран на должность архонта-эпонима на 594-593 год до н.э. да ещё и был наделён чрезвычайными полномочиями.
Вступив в должность, Солон, пользуясь данной ему властью, провёл ряд реформ, в том числе законодательных, положительно повлиявших на экономическое положение Афин. Именно благодаря этому, имя Солона попало в число семи мудрецов,названных Платоном в диалоге "Протагор":
- Фалес Милетский
- Питтак Митиленский
- Биант Приенский
- Солон Афинский
- Клеобул Линдский
- Мисон Хенейский
- Хилон Спартанский.
Реформы Солона
Реформаторскую деятельность Солон начал с создания Совета Четырёхсот. Право избрания в совет получили представители трёх из четырёх основных социальных групп. Критерием принадлежности к определённому разряду служил размер годового дохода, исчисляемый в сельскохозяйственных продуктах:
- Пентакосиомедимны. Имеют доход более 500 медимнов зерна или 500 метретов вина или оливкового масла, могут избираться архонтами и казначеями
- Гиппеи. Имеют доход свыше 300 медимнов зерна, могут содержать боевого коня
- Зевгиты. Имеют доход свыше 200 медимнов зерна, служат гоплитами
- Феты. Имеют доход менее 200 медимнов зерна, могут участвовать в работе народного собрания и суда присяжных.
Феты, как наименее обеспеченная группа, войти в состав Совета Четырёхсот не могли, но получили ряд привилегий. Например, им было дано право участвовать в выборах девяти архонтов из сорока кандидатов.
Были созданы народные суды - Хелиеи. Любой горожанин мог стать, как сказали бы сегодня, присяжным. Надо сказать, что народные суды за довольно непродолжительный промежуток времени сумели сосредоточить всё судебное производство в своих руках и стать последней судебной инстанцией, вытеснив с этой "должности" суд архонтов.
Реформы, проводимые Солоном в значительной степени коснулись частной собственности. Сисахфия, или "стряхивание бремени", проведённая законодателем, ликвидировала долговое рабство, снимались все долговые камни, которые были установлены ранее на землях должников. Крестьяне, проданные за долги в рабство за границу, по велению Солона были разысканы и выкуплены за счёт государственной казны.
Следующим важным моментом было разрешение на свободное завещание любых видов собственности, в том числе земельных участков. Понимая, что сельское хозяйство не сможет прокормить быстро растущее население, Солон законодательно поощрил занятие ремёслами. Один из законов освобождал сына ремесленника от обязанности содержать в старости своего отца, если тот не обучил его ремеслу.
Стремление найти решения общественных проблем, приемлемые для подавляющего большинства граждан и в наименьшей степени опирающиеся на принуждение, характерно для всего законодательства Солона - в большом и малом. Впрочем, разумеется, даже лучшие из законов не могут быть по душе всем без исключения, и Солону, по-видимому, приходилось проявлять определенную твердость духа.
Разработка всего кодекса законов заняла у Солона всего один год, пока он был архонтом. Не сохранилось данных о какой-либо процедуре обсуждения и принятия законов Солона. Похоже на то, что афиняне, предоставив ему полномочия, заранее согласились полностью принять новое законодательство.
Законы были записаны на деревянных досках, которые вращались на стержне, и находились в Акрополе для всеобщего ознакомления. Позднее по совету Эфиальта, были размещены на Агоре. Потом народ и ареопаг поклялись общей клятвой исполнять их, а каждый из новоизбранных архонтов впредь приносил на площади особенный обет в том, что если он чем-нибудь преступит эти законы, то посвятит в Дельфы золотую человеческую статую в свой рост.
Солон был человеком, не только оказавшимся в нужное время в нужном месте, но и сумевшем реализовать свои возможности, принеся немало пользы не только своему народу, но и создав значимый исторический прецедент: законы, созданные им, частично легли в основу античного, в частности римского, права и даже стали своеобразным прообразом будущих конституций.