Энтузиазм может всё
Как начинал свою карьеру Генри Форд? Одному из отцов автопрома пришлось начинать буквально с нуля. Если обратиться к его биографии, то мы узнаем, что маленький Генри был ребёнком любознательным да ещё и очень любил технику. Любую. И потому, стоило появиться в доме заводной игрушке или будильнику, он непременно его разбирал и собирал обратно, оставляя "лишние" детали.
Впрочем, с образованием у Форда тоже не заладилось: учителя в сельской школе были не самые лучшие и потому Генри Форд до самых последних дней не мог похвастаться умением грамотно писать. Что, впрочем, не помешало ему создать автомобильный концерн, процветающий и по сей день.
Неугомонный и любознательный юноша в шестнадцать лет покинул родной дом и отправился в Детройт искать лучшей доли и интересную работу. Начинал Генри с малого: работал подмастерьем механика, помощником часовщика, а потом устроился инженером в компанию Томаса Эдисона - Edison Illuminating.
Как говорил сам Форд: "Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь сделать все, что угодно". Энтузиазма ему точно было не занимать. Ведь загоревшись идеей создать "машину для всех", Генри Форд не опустил руки, когда его первый автомобиль оказался неудачным образцом и вызвал немало насмешек. Жители Детройта даже прозвали его "одержимым с Бегли-стрит", но Форд был настолько увлечён своей колёсной мечтой, что продолжал работу, несмотря ни на что.
Огромную роль сыграла и любовь общественности к автомобильным гонкам. Именно на соревнованиях Форд впервые доказал, что его автомобиль действительно хорош и завоевал сердца и кошельки будущих компаньонов и инвесторов. В результате 16 июня 1903 года двенадцать инвесторов, в том числе братья Додж вложили в общей сложности 28 тыс. долларов в фирму, которую возглавил Генри Форд - Ford Motor Company.
Новаторство Генри Форда 1
Организовав наконец производство, Форд столкнулся с очередной трудностью: машины, производимые его компанией были исключительно ручной сборки. Но это было бы и плюсом, если бы не огромный минус - слишком высокая для массового потребителя цена. Производимые Фордом автомобили стоили столько, что мало кто мог себе позволить такое приобретение.
Форд начал искать решение, которое было бы выгодно для всех. Найденное им решение состояло из нескольких частей. Во-первых, он стандартизировал детали автомобиля. Это избавило его от необходимости заказывать каждый раз изготовление особых деталей, а рабочих - от необходимости подыскивать совместимые элементы.
Вторым шагом на пути к снижению цены стало решение разделить весь процесс производства на отдельные этапы и поручить выполнение каждого из них отдельной группе рабочих. Идея была не новой, но воплощена более чем достойно: ориентируясь на опыт Фредерика Тейлора и Густава Свифта, открывших в своё время детализацию труда и движение продукции от рабочего к рабочему, Форд первый в мире внедряет конвейер в коммерческое производство.
Выглядел первый конвейер довольно забавно, но по сути мало отличался от современных реализаций: ряд связанных канатами автомобильных шасси двигаются из комнаты в комнату, от рабочего к рабочему, каждый из них закреплял очередную деталь.
Новаторство Генри Форда 2
Конвейер - не единственное революционное решение, принятое Фордом. Вторым его решением, определившим успех предприятия, стало решение платить своим рабочим 5 долларов в день (это эквивалентно примерно 112 долларам в сутки на сегодняшний курс).
Вдобавок ко всему некурящие и непьющие рабочие получали дополнительную прибавку. При этом Форд уменьшил рабочий день до 8 часов, а рабочую неделю - до 6 дней. Для Америки начала XX века такие условия труда были просто фантастическими. Люди со всей страны выстраивались в очередь, чтобы попасть на работу в Ford Motor Company.
Самым главным во всей этой бизнес-истории было то, что рабочие Форда имели возможность скопить деньги на свой собственный автомобиль Ford. Колоссальные затраты на этот весьма прагматичный альтруизм обернулись скачкообразным ростом продаж. Вскоре Генри Форд выкупил доли всех акционеров компании и стал её полноправным хозяином.
В истории компании были успешные и не самые благоприятные периоды, но Генри Форд находил выходы из любых ситуаций и сумел не просто развить производство, но и создать целую империю: к началу 1920-х годов Генри Форд владел не только заводами, но и железными рудниками, угольными шахтами, электростанциями и всем прочим, что было необходимо для производства машин.
У компании были аэропорт, собственное издательство, киностудия и даже каучуковая плантация в Бразилии. Империя, созданная Фордом, стала независимой от внешней торговли, поскольку могла сама себя обеспечивать необходимым сырьем для производства.
Сегодня компания, основанная Фордом по-прежнему успешно работает на автомобильном рынке, радуя автолюбителей новинками и не переставая трудится над улучшением выпускаемой продукции. Когда журналисты спрашивали Генри Форда о том, чего может желать такой богатый человек, как он, ответ был таким: "Я не хочу большинство из тех вещей, которые могу купить за деньги. Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу".